Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 3,23 |
Ширина наибольшая, м | 1,04 |
Ширина поплавка на миделе, м | 0,32 |
Высота борта минимальная, м: | |
катамарана | 0,20 |
с надувной лодкой | 0,47 |
Водоизмещение поплавков, кг | 280 |
Скорость с ПМ «Салют» (2 л. с.), км/ч | 16 |
Вес с надувной лодкой, кг | 18 |
Я решил избавиться от основных недостатков надувнушки, сделав к ней приставку-катамаран из жесткого материала и сохранив по возможности транспортабельность судна. О том, что получилось, читатели могут судить по публикуемым фотографиям и чертежу.
Катамаран придает суденышку хорошо обтекаемую водой форму, на нем устанавливается подвесной моторчик «Салют». Поплавки я рас считывал делать из пенопласта, чтобы получить абсолютно непотопляемое судно. Снаружи их предполагалось оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле. Однако к началу постройки достать нужных материалов не удалось и пришлось делать катамаран клепаным из дюралюминиевых листов. Для поплавков я применил лист толщиной 1 мм, для палубы, которая простирается от носа на 2500 мм в корму, — 2 мм. Набор корпусов составили четыре шпангоута, киль и два стрингера. Длина и ширина настила палубы определились габаритами закрепляемой на ней надувной лодки. В кормовой части пространство между корпусами сплошной палубой не перекрыто, так как здесь навешивается подвесной мотор. У кормовой кромки палубы на стойках крепится поперечный деревянный брус, являющийся жесткой связью между корпусами и служащий для установки легкого кронштейна для сиденья и под-уключин. Этот кронштейн крепится к стойкам и палубе на четырех болтах и при желании может сниматься.
На поперечном брусе смонтирована также подмоторная плита с коробкой рецесса.
В носу и корме оба поплавка связаны между собой при помощи дюралевых труб диаметром 22 мм. Кромки палубы приклепываются к отбортовке корпусов; образуемый соединением фланец является неплохим брызгоотбойником. В палубе вблизи форштевней поставлены штуцера для сообщения внутренних полостей поплавков с атмосферой, на бортах предусмотрены обушки для привязывания надувной лодки.
Лодка-катамаран обладает хорошей остойчивостью — например, можно работать со спиннингом стоя, не опасаясь опрокидывания Под моторчиком «Салют» катамаран развивает скорость около 16 км/ч, при этом гребной винт, работает в «легком режиме». Вероятно, если подобрать оптимальный винт, скорость может быть еще выше. Для повышения стабильности работы мотора и уменьшения брызг, вырывающихся из-под мотора, была установлена анти-кавитационная плита увеличенных размеров и на дейдвудную часть сделан обтекатель из тонкого дюралюминия.
При движении катамаран создает волну небольшой высоты. Эксплуатация его под мотором оказалась более экономичной по сравнению с мотолодками таких же размеров: при пройденном одинаковом расстоянии топлива на катамаране расходуется почти вдвое меньше.
Весьма удобным оказалось грести парными веслами, сидя лицом по ходу лодки. Подуключины использовал эластичные — из резины. Я легко выгребаю против полуметровой волны, что было недостижимо на надувной лодке.
Катамаран вместе с надувной лодкой благодаря их небольшому весу можно перевозить в сборе на верхнем багажнике легкового автомобиля. Для транспортировки на небольшие расстояния я использую колесо от мотороллера, при помощи которого превращаю катамаран в тачку. Для нее доступна любая лесная дорога.
На тихом озере катамаран и лодку можно использовать по отдельности. Это представляет несомненные удобства, если на рыбалку выезжают два человека.