Прототипом послужил проект Р. Картера, несколько эскизов которого были опубликованы в журнале «Yachting World» в 1976 г. Яхту решили строить из дерева в Киевском крейсерском яхт-клубе, где к этому времени уже был накоплен большой коллективный опыт строительства. Непосредственно строительством яхты занимались 4—8 человек в течение трех лет. 31 октября 1981 г. она была спущена на воду и названа «Гонтой».
Основные данные яхты «Гонта»
Длина наибольшая, м | 9,98 |
Длина по КВЛ, м | 7,87 |
Ширина наибольшая, м | 3,46 |
Ширина по КВЛ, м | 2,75 |
Осадка, м | 1,75 |
Водоизмещение (обмерное), т | 3,84 |
Масса фальшкиля, т | 2,10 |
Площадь парусности (фактическая), м2 | 66 |
Гоночный балл по IOR, м | 7,77 |
Корпус яхты обшит еловой рейкой, палуба и рубка — фанерные. Весь корпус оклеен двумя слоями стеклоткани. Сечения основных связей набора и креплений выбраны по правилам классификации и постройки яхт Регистра Ллойда издания 1966 г. Киль, штевни, контртимберс, флоры и одна треть шпангоутов выполнены ламинированными из дуба. Применена поперечная система набора из основных ламинированных шпангоутов с двумя промежуточными — гнутыми между ними. В средней части днища установлены деревянные флоры. Ближе к оконечностям, где килеватость днища увеличивается, применены стальные кованые флоры, а при особенно большой килеватости — листовые перфорированные. Палубные бимсы — ламинированные, из наружных дубовых и внутренних сосновых реек. Все бимсы имеют переменное сечение по длине, что позволило несколько снизить вес палубного набора.
Корпус собирался в положении вверх килем. На поперечных лекалах были установлены ламинированные шпангоуты, киль, штевни, контртимберс и флоры. При обшивке рейки малковали на верстаке, наносили на них клей и устанавливали на место без предварительной примерки. Было поставлено 56 поясьев, причем 5 из них были «потерянными», что позволило обойтись без уменьшения ширины реек к оконечностям яхты. Обшивка корпуса заняла 1,5 месяца — 3— 4 человека работали по вечерам и в выходные дни.
Палуба из 10-миллиметровой фанеры является частью цилиндрической поверхности с радиусом 9 м. Она укладывалась большими секциями из листов, предварительно склеенных на ус. Крыша рубки — безнаборной конструкции. Она выклеена из трех слоев
6-миллиметровой фанеры на болване методом диагональной переклейки.
Плавник весом 2100 кг крепится девятью шпильками М24 через киль и усиленные флоры.
Применен глубокопогруженный руль большой площади полубалансирного типа. Его верхняя часть пересекает ватерлинию и является продолжением обводов корпуса. Стальной баллер диаметром 40 мм опирается на два подшипника, одни из которых установлен на нижней кромке кормового плавника, другой — в нижней части гельмпорта.
Планировка внутренних помещений — традиционная для яхт такого размера. В форпике, отделенном от кают-компании шкафами, установлены две койки. В шкафу левого борта расположена парусная кладовая. В кают-компании за продольными переборками, образующими спинки диванов, расположены еще две койки. Эти переборки являются силовыми элементами корпуса. За них крепятся все вант-путенсы.
Большой штурманский стол выполнен в виде пенала для карт; под ним — тумбочка с выдвижными ящиками. Стол может откидываться к комингсу рубки для удобства пользоваться койкой.
На камбузе установлена двухконфорочная газовая плита, имеется мойка, закрываемая разделочным столиком, и ледовый ящик объемом 50 литров для хранения продуктов. Устроено множество полочек для камбуз-ной утвари и хранения запасов.
Входной трап в рубку является одновременно съемным люком в машинное отделение. Правда, двигатель пока не установлен.
Внутренняя отделка яхты выполнена из ильма.
Планировка палубы разработана с учетом эффективной работы экипажа в гонках. Все фалы, оттяжки Кэннингхема, бегучий такелаж грота- и спинакер-гиков проведены в кокпит. В кормовой части кокпита предусмотрено место для установки надувного спасательного плота ПСН-6. В передней части кокпита установлена эластичная перегородка с карманами для инструмента и ручек лебедок, а за ней хранятся ходовые концы снастей бегучего такелажа. Здесь же установлен электрический щит, на котором рулевой может включить ходовые огни, палубное освещение и подсветку навигационных приборов. Панель навигационных приборов установлена над сдвижным люком.
Яхта оснащена шлюпом с топовым стакселем. Мачта изготовлена из трубы 138X4 из сплава АМгб, имеет одну пару краспиц, установлена на крыше рубки в стандерсе. Предусмотрена возможность заваливания мачты вплоть до горизонтального положения и возвращение ее в вертикальное усилиями одного человека, работающего на шкотовой лебедке. Эта операция занимает буквально считанные секунды. При этом топовые ванты остаются набитыми, а в качестве стрелы используется спинакер-гик. В последующих плаваниях мы по достоинству оценили преимущество такого устройства. По пути из Киева к Черному морю операцию заваливания и постановки мачты приходится проделывать не менее 5 раз и не всегда в тихую погоду.
Грота- и спинакер-гнки также изготовлены из сплава АМгб сечением 105X3 и 80X3 соответственно.
Стоячий такелаж вырублен из стального оцинкованного троса 1X19 диаметром 9 мм. Для быстрой смены парусов и повышения надежности применено удвоенное количество фалов, которые проведены внутри мачты. Грота- и стаксель-фалы изготовлены из 5-миллиметрового стального троса с ходовыми концами из капронового троса окружностью 32 мм. Спинакер-фалы — капроновые окружностью 38 мм.
«Гонта» укомплектована снабжением в соответствии с требованиями, предъявляемыми к яхтам, выходящим в плавание II категории. Установлен комплект навигационного оборудования, в который входят радиопеленгатор, лаг, метеостанция, эхолот.
Свою первую навигацию 1982 г. яхта провела в районе г. Киева на Каневском и Киевском водохранилищах. В это время судно пополнялось необходимым палубным оборудованием, шкотовыми лебедками, снабжением, шились дополнительные паруса. В 1983 г. «Гонта» впервые стартовала в соревнованиях на Кубок Черного моря. Яхта была зачислена в группу «Таурусов» и заняла седьмое место среди 14 судов. В этих гонках выяснилась необходимость увеличения площади пера руля и усиления его крепления, что и было проделано к следующему сезону.
Сезон 1985 г. для нашей яхты был весьма успешным. «Гонта» заняла второе место в гонках на Кубок Черного моря и первые места во всех киевских гонках, в которых мы стартовали: Кубок Киева, гонка «Победа», Кубок «Энергетика» и т. п.
В 1986 г. состоялся дебют нашего экипажа и в гонках на Балтике, правда, не очень удачный: перед стартом первой гонки в Ленинграде была сломана мачта. С помощью работников Ленинградской экспериментальной судоверфи мы за неделю отремонтировали мачту и смогли стартовать в завершающей гонке соревнований — в Рижском заливе. Мы финишировали первыми в группе из 27 яхт (правда, с учетом гандикапа по ТОДТ оказались на 8-ом месте).
Подводя итоги четырех сезонов, отметим, что наши труды не пропали даром. Яхта получилась достаточно мореходной, обладающей хорошими ходовыми качествами в различных метеоусловиях. Особенно хороша «Гонта» при слабых ветрах до 5—6 м/с: яхта идет превосходно как в лавировку, так и при попутных ветрах. Угол лавировки ее меньше, чем у Л6 и «Таурусов», а скорость не ниже.
После изменения рулевого комплекса управляемость удовлетворительная при любой схеме парусности.
Корпус остается абсолютно сухим при любых ветровых условиях и волнении.
Условия обитаемости на яхте хорошие. В рундуках под койками и диванами много места для хранения личного имущества, постельных принадлежностей и запасов. Для хранения запасов продуктов можно использовать также пространство под пайолами.
Всего за четыре навигации пройдено 12 тыс. миль.