Идея постройки надежной разборной лодки появилась у меня после не очень удачного опыта рыбалки с надувной лодки. Конструкцию первого варианте лодки я изготовил подобной разборной байдарке. т. е. шпангоуты и транец сделал из овальной трубки. Гнезда под стрингере получились трудоемкими в изготовлении, а шпангоутные рамки — недостаточно жесткими.
Летом 1983 г. во время отпуска я провел испытания лодки на р. Припять в Белоруссии. По результатам этих испытаний решил уменьшить ширину лодки, так как было тяжеловато выгребать на ней против сильного течения. Усовершенствовал и конструкцию: заменил обвязку транца и шпангоутов с трубки на дюралевый угольник 30Х30Х2 мм (можно 25X25X2 мм), изготовил новые гнезда для крепления стрингеров к шпангоутам.
На переделанной лодке я провел уже два отпуска и остался доволен ею во всех отношениях. Размеры ее получились такими: длина — 2,8 м, ширина по скуле — 1,1 м, высота борта — 0.3 м. Полный вес лодки — около 20 кг (вместе с веслами, сиденьем, блоками пенопласте, пайолами). В разобранном виде она упаковывается в пакет с габаритами 1200X450X250 мм. Размеры пакете определяют рамки шпангоутов и транца, которые я , сделал неразборными.
Каркас состоит из трех поперечных рамок — транца и двух шпангоутов, сделанных из угольника. Продольные стрингера собираются из трубки 20Х 1,0. Носовые изогнутые части стрингеров я гнул традиционным способом — набивая в них сухой песок и закрывая торцы пробками. Стрингера состоят из трех частей, которые стыкуются между собой до нужной длины при помощи внутренних трубчатых муфт, запрессованных в одну часть и входящих по скользящей посадке в ответную. Фиксаторами служат подпружиненные штыри. К транцу стрингеры крепятся винтами М6Х 12, хотя и здесь можно использовать те же фиксаторы.
Ответственной деталью каркаса являются гнезда для крепления стрингеров к шпангоутам. Их непременно нужно изготовить из сплава Д16Т (или В95Т|, так как гнездо должно хорошо пружинить и надежно удерживать сидящий в нем стрингер.
Для сборки транца, шпангоутных рамок и крепления гнезд к рамкам я использовал алюминиевые заклепки диаметром 4 мм. Если заклепки слишком мягкие, то лучше ставить стальные винты М4 с гайками, рвсклепывая их концы после сборки.
Вес каркасе в сборе составляет около 5 кг.
Основной вес лодки приходится на оболочку или «шкуру», как называют ее байдарочники. В качестве «шкуры» можно использовать любую водонепроницаемую ткань, желательно на прочной основе, например, капроновой или подобной ей. Можно также пропитать обычную ткань смолой ПХВ, как это рекомендуется в «КиЯ» №116.
Я использовал ткань-ПХВ с герметизацией швов раствором медицинского кембрика (прозрачная трубка) в тетрагидрофуране. Необходимо сшить полотнище размером 3.5Х2.1 м.
Положив готовый каркас посередине полотнища, я обернул им борта, палубу и транец. После этого я закрепил ткань к набору, для чего потребовалось пришить полоски ткани 300Х30 мм с крючками по 6 штук на каждом борту и 4 шт. на транце. Перевернув каркас с закрепленным полотнищем вверх килем, я выкроил носовую часть днища. Пришлось сделать швы по скуле (только в носовой части) и два шва от кипя до изгиба форштевня (по палубе). После этого осталось выкроить и пришить недостающий кусок палубы, разделать транцевую часть и «шкура» была готова. В ней пробил три отверстия — одно под рым и два под уключины.
Весла сделал из дюралевой трубки 25X1,5 мм, попасти из листа Д16Т размером 350X120X1,5 мм.
Сиденье высотой 170 мм сделал из старой раскладушки.
Пайолы размером 800Х400Х4 мм вырезаны из обычной фанеры, к которой снизу приклеены по четыре рейки из пенопласта 800X40X10 мм. Две половины пайола соединил полосками ткани (вместо петель); такими же полосками они крепятся к стрингерам.
Для обеспечения непотопляемости я вкладываю вдоль бортов под палубой четыре куска пенопласта размером 800Х120X40 мм. Кроме того в носовой части лодки укладываю (на всякий случай!) две надувных подушки. С такими «поплавками» полная воды лодка удерживается на плаву с двумя человеками на борту.
Сборку каркаса лодки удобнее всего выполнять килем вверх. Начинать надо со стыковки составных частей всех стрингеров. Затем берется трубчатый киль и крепится в гнезде на транце, на свои места устанавливают шпангоуты. (Эти места остаются неокрашенными после окраски собранного каркаса.) К носовому концу закрепляется форштевень. Далее ставят два скуловых стрингера, два бортовых, палубные стрингеры и карленгсы и т. д. Порядок установки стрингеров общий: сначала нужно закрепить конец на транце, затем — на форштевне, потом на шпангоутах.
На каркас устанавливаются подуключины, после чего с носа лодки надевается «шкура». Ее натягивают при помощи полосок с крючками по бортам, на транце и на миделе. Остается закрутить рым, поставить весла, вложить «поплавки», пайолы, сиденье, и лодка готова к плаванию. Разборка лодки осуществляется в обратном порядке.
Один практический совет: так как носовая часть лодки закрыта, то подходить к берегу удобнее всего кормой.
Несколько слов о грузоподъемности. Волею случая мне довелось сплавляться по течению р. Припять до ближайшей пристани (около 10 км). Вместе со мной на борту находилась моя жена и около 120 кг груза. При этом осадка лодки составила не более 12 см. Так что можно с уверенностью сказать, что 200—250 кг она берет.
Хотя я не испытывал лодку под подвесным мотором, можно быть уверенным в том, что она пригодна и для плавания под «Салютом». Для установки мотора необходимо соединить при помощи брезента два куска фанеры 300X250X10 мм и навесить их на транец.