Разрабатывая чертежи этой моторной лодки, я рассчитывал на то, чтобы построить ее мог любой человек, обладающий небольшими навыками обращения со столярными инструментами. Кроме того, лодка предназначалась для морских заливов и крупных водохранилищ, поэтому она должна была обладать повышенной мореходностью — способностью идти по волнению, не снижая скорости, при этом не забрызгиваться и не заливаться гребнями высокой волны.
Каждый, кто ходил на лодке в большом водохранилище, почувствовал, что условия плавания здесь более сложные, чем на реке. Острый нос нередко втыкается в волну, вода заливает палубу. А стоит только уменьшить ход, как полная широкая корма всплывает, и нос опускается еще ниже. На попутной волне катер с традиционными обводами, догнав волну, входит в нее узким носом и замедляет ход. Следующая волна поднимает полную широкую корму, нос начинает буквально «вспахивать» воду, которая может даже выкатиться на палубу и залить катер. Если рулевой при этом оплошает, не сдержит вовремя катер, то гребень волны может забросить корму в сторону — повернуть катер вокруг «застрявшего» в воде носа. Катер становится бортом к волне.
Частицы воды в профиле волны совершают вращательное движение по круговым орбитам, причем на гребне направление их движения совпадает с направлением бега волн. На подошве волны частицы воды движутся в обратную сторону, По этой причине на вставший бортом к волне катер действуют гидродинамические силы, стремящиеся его перевернуть Эти силы суммируются с силами плавучести, с давлением ветра на корпус и надстройку и с силами инерции, если катер двигался до этого момента с хорошей скоростью. В результате катер с острым носом может опрокинуться, часто неожиданно для его водителя и пассажиров. Оказавшись посреди водохранилища, попавшим в беду рассчитывать на скорую помощь в свежую погоду не приходится, и экипаж катера обречен бороться за спасение самостоятельно.
Предлагаемая конструкция трехкилевой мотолодки лишена упомянутых недостатков. Нос мотолодки широкий, на корпусе имеются боковые наделки — дополнительные объемы плавучести, препятствующие большому крену. Сохранению остойчивости на крене способствует большая (до 18°) килеватость днища. Она также смягчает удары корпуса лодки о волны, делает плавание более комфортабельным. Большая килеватость простирается до транца, поэтому корма на волне не всплывает так резко, как у плоскодонной лодки. Испытав эту лодку в Финском заливе, я убедился, что она легко идет по волне как на полном, так и на малом ходу. Волна иногда достигала 2,5 метров высоты!
Корпус лодки можно изготовить деревянной конструкции с обшивкой из фанеры, как это показано на чертежах. Некоторые судостроители-любители применили для обшивки стеклотекстолит, строили также эту лодку с набором из металлического угольника с обшивкой из дюралюминия, клепаной конструкции.
При изготовлении мотолодки из дерева детали собирают с применением водостойкого клея. Наружную поверхность фанерной обшивки рекомендуется тщательно прошкурить и оклеить одним-двумя слоями стеклоткани на эпоксидном или полиэфирном связующем. Толщина наружной обшивки из фанеры на днище и палубе — 5 мм, на бортах — 4 мм. Технологические процессы изготовления деталей и сборки корпуса подробно описаны в книге «15 проектов судов для любительской постройки», 1985 г., Л-д, «Судостроение».
Окрашивать мотолодку лучше всего эпоксидными эмалями, но можно применять и пентафталевые эмали.
В транце надо закрепить втулку с резьбовой пробкой, которую на берегу отвинчивают для слива воды, попавшей в корпус.
Эксплуатировать мотолодку необходимо только с дистанционным управлением моторами. При выходе в свежую погоду экипаж обязан надеть спасательные жилеты, обязательно с твердым пенопластовым наполнителем.