Испокон веков в различных районах страны делают гребные лодки местных типов, так называемые лодки народной постройки. Это «каяк», «ветка», «долбленка», «обласок», «великовражка», «астраханская бударка», «гдовка» и т. п. Эти лодки, как правило, прекрасно приспособлены к местным условиям плавания, незаменимы для охоты и рыбалки. Изготовляются они кустарным способом из подручных материалов, в основном из дерева.
Основные данные каяка «Крохаль»
Длина габаритная, м | 3,98 |
Длина наибольшая, м | 3,9 |
Ширина габаритная, м | 1,02 |
Ширина наибольшая, м | 0,94 |
Высота борта на миделе, м | 0,35 |
Минимальная высота надводного борта при полном водоизмещении, равном 212 кг, м | 0,16 |
Грузоподъемность, кг | 180 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Масса каяка с оборудованием и снабжением, кг | 32 ±3 |
С одной из таких лодок (см. «КиЯ» №64) А. А. Короткевич подробно знакомил читателей в статье «Ветка-долбленка». Напомним, что эта лодка получила широкое распространение у охотников на ондатру на многочисленных озерах в пойме Енисея, используется для переездов по заросшим озерам и мелким таежным рекам, для охоты на водоплавающую дичь. Подробно описывался и способ изготовления «долбленки» из осинового бревна диаметром не менее 400 мм. Как правило, длина такой «ветки» составляет 3,5—3,7 м, ширина — 0,7— 0,75 м, высота борта на миделе — около 0,3 м. При собственном весе около 35 кг такая лодка поднимает одного человека и до 20 кг груза.
Конструкторы ЦКБ «Нептун», проанализировав имеющиеся сведения о многих лодках народной постройки, пришли к выводу о целесообразности возрождения одного из типов таких лодок, в частности, «ветки-долбленки», но уже на промышленной основе. Предэскизная проработка проекта такой легкой специализированной лодки для охотников и рыболовов-любителей вошла в «Предложения по перспективной номенклатуре прогулочных судов», разработанные ЦКБ «Нептун» в 1983 г. и разосланные заинтересованным организациям для предварительного выявления потребности.
В течение двух последующих лет были получены отзывы от Обществ охотников и рыболовов Новосибирска, Ленинграда, Астрахани, Якутии, Удмуртии, Бурятии, Украины, от различных торговых организаций. Анализ потребности в предложенном варианте лодки укрепил уверенность в правильности выбранного направления.
Приятно отметить, что многие из откликнувшихся организаций проявили искреннюю заинтересованность в выпуске новой специализированной лодки. Например, правление Архангельского областного общества охотников и рыболовов подробно описало местные условия использования лодок типа «каноэ» и «байдарка», способы охоты с их применением, прислало свои замечания по предложенному им варианту. Аналогичное письмо получено конструкторами и от Ленинградского областного общества охотников и рыболовов. Большую помощь и поддержку ЦКБ получило от Центрального правления Союза обществ охотников и рыболовов РСФСР. Проведенные консультации с отделом охоты Росохот-рыболовсоюза и полученные при этом рекомендации существенно помогли в уточнении основных характеристик будущей лодки.
Хочется особо остановиться на выборе основного материала корпуса. Будущая лодка должна была быть легкой, прочной, «теплой», простой в изготовлении и недорогой. Стеклопластик, имеющий много преимуществ перед другими материалами, не подходил из-за дороговизны связующего и стеклоткани: например, каноэ «Таймыр», вес которого лишь не намного превосходит вес проектируемой лодки, стоит 290 руб. Металл также был признан материалом нежелательным; он «холодит», а любой стук по корпусу усиливается — получается, образно говоря, эффект консервной банки. Традиционный материал — доска — не годился по соображениям технологии: процесс изготовления дощатого корпуса требует очень больших затрат квалифицированного ручного труда, что приводит к удорожанию лодки и ограничению серийности их выпуска.
Более технологичной разновидностью деревоматериала является шпон, из которого уже два десятилетия подряд изготавливаются широко известные гребные лодки типов «Березка» («ШПШ-ЗМ»), «Форель» и «Кефаль». Корпус из шпона легок, прочен и долговечен. Шпон, склеенный водостойким клеем «ВИАМ Б-3» методом опрессовки при помощи резинового «мешка» в автоклаве — под высокими давлением и температурой, образует практически монолитную формованную скорлупу. По существу получается бакелизированная фанера, так как в процессе опрессовки происходит не только склеивание смежных полос, но и пропитывание поверхностных слоев шпона клеем. Технологический процесс изготовления шпоновых лодок позволяет при рациональном использовании производственных площадей добиться выпуска их большими сериями. Значительный опыт, накопленный предприятиями, выпускающими шпоновые лодки, и многочисленные отзывы об удобстве эксплуатации таких лодок также свидетельствовали в пользу выбора этого основного материала. Каяк «Крохаль» — такое название получила новая лодка — было решено делать из шпона.
Самой трудной задачей стал для конструктора выбор оптимальных обводов и конструкции при жестких ограничениях характеристик лодки, предназначенной в первую очередь для охотников и рыболовов.
Эти ограничения сводились к следующему.
Пассажировместимость — один-два человека, общая грузоподъемность — не менее 150 кг при длине не более 4,0 м и ширине 1,0—1,1 м. Для легкого прохождения сквозь заросли камыша нос и корма должны быть заостренными, осадка — минимальной; форма днища должна позволять перетаскивать груженную лодку буквально по мокрой траве. Остойчивость — максимально возможная при ограниченной ширине лодки и острых обводах, обеспечивающих наилучшие ходовые качества под веслами. Чтобы избежать появления излишнего дифферента на корму при посадке в лодку двух человек, необходимо было корпус сделать асимметричным относительно миделя — кормовую часть несколько полнее носовой. Важным требованием была и малая парусность лодки, а следовательно, низкий надводный борт при сохранении достаточной мореходности — возможности плавания на волне до 20 см высоты. В конструкции лодки должны быть предусмотрены передвижные сиденья, слани, возможность установки стандартных весел с уключинами. Крепление подуключин должно предусматривать возможность их перестановки. Лодка должна обладать достаточным запасом плавучести.
И все это должно сочетаться в лодке весом не более 35 кг и стоимостью не выше 120—140 рублей!
Сложность решения поставленной задачи характеризует тот факт, что в процессе проектирования обводов и разработки теоретического чертежа было рассчитано и проанализировано около 40(!) вариантов. При этом сами возможности варьирования размерений и элементов теоретического чертеже были довольно ограниченными. Так, по условиям технологии укладки шпона при выклейке корпуса требовалось обеспечить радиус изгиба шпона по шпангоутам не менее 300 мм. Это, в сочетании с ограничением габаритной ширины лодки, диктовало выбор максимальной ширины конструктивной ватерлинии (0,8 м) и исключало возможность варьирования коэффициентом полноты мидель-шпангоута β (удалось обеспечить его максимальное значение равным 0,78).
Условие легкости хода на веслах — всемерного снижения полного сопротивления корпуса требовало выбора вполне определенного значения призматического коэффициента φ, показывающего распределение водоизмещения по длине судна. При ограниченных значениях коэффициентов β и φ коэффициент общей полноты δ также становился величиной практически постоянной, диктующей выбор главных размерений при заданном водоизмещении.
Особенностью разработки теоретического чертежа этой лодки была проверка ее обводов при увеличении водоизмещения до максимального допустимого значения. Конструкторы добивались при этом минимальной степени снижения характеристик проектируемого корпуса.
Отработка конструкции каяка «Крохаль» продолжалась и в процессе изготовления опытного образца, и в период его предварительных испытаний.
В августе 1984 г. опытный образец каяка был предъявлен Межведомственной приемочной комиссии, в работе которой наряду со специалистами-судостроителями приняли участие представители Центрального правления Союза обществ охотников и рыболовов РСФСР и Государственной инспекции по маломерным судам.
Комиссия, рекомендуя каяк «Крохаль» к серийному производству, сочла возможным по результатам испытаний повысить максимальную грузоподъемность лодки до 180 кг. Оригинальность ее конструкции подтверждена Свидетельством на промышленный образец № 20387.
Производство каяков поручено производственному объединению «Городец», имеющему большой опыт выпуска шпоновых лодок «Кефаль». В конце 1985 г. объединение выпустило опытную партию новых лодок, а с 1986 г. перешло на серийный их выпуск. Розничная цена — 120 руб.
Теперь об особенностях конструкции каяка, знание которых поможет владельцам лучше и правильнее эксплуатировать эту не совсем обычную лодку.
Корпус выклеивается из трех слоев березового шпона толщиной 1,15 мм. Небольшие размеры каяка, малая длина ветвей шпангоутов и их напряженная форма обеспечивают достаточную жесткость и прочность наружной обшивки. Дополнительную прочность корпусу придают киль и фальшкиль, а также рейки-слани, которые устанавливаются по бокам киля и приклеиваются вместе с ним к обшивке при формовании в автоклаве. Штевни вырезаны из доски толщиной 30 мм. Два привальных бруса — наружный и внутренний, клееный планширь, бимсы и запалубленные нос и корма образуют жесткий и прочный пространственный каркас. Настил палубы сделан из фанеры с подкрепляющими продольными брусками.
По всему фальшкилю и штевням проходит оковка — металлическая полоса, предохраняющая корпус от истирания. В оконечностях эта полоса образует своеобразные рымы — отверстия для крепления швартовного или буксирного каната.
Подуключины, которые крепятся к привальному брусу снаружи сквозными болтами, могут быть переставлены в положение, наиболее удобное для гребца — в зависимости от его роста и положения в каяке.
Гребец и пассажир располагаются на пенопластовых банках. Такая посадка гораздо более удобна, чем на прототипе — «ветке-долбленке», в которой гребец сидит прямо на днище. Благодаря тому, что банки не закреплены, есть возможность переставлять их, обеспечивая оптимальную центровку лодки, а также пользоваться ими на берегу во время стоянок.
В носу и в корме установлены пенопластовые блоки плавучести, защищенные со стороны кокпита фанерными щитками для предохранения от повреждения при укладке под палубу охотничьего и рыболовного снаряжения. Благодаря плавучести самой конструкции корпуса и этим блокам каяк в полностью затопленном состоянии может выдерживать груз весом не менее 38 кг.
Корпус грунтуется, шпаклюется и целиком окрашивается в один цвет, преимущественно в защитный — зеленый.
Небольшой вес «Крохаля» в сочетании с умеренными габаритами — неоценимые качества для владельцев легковых автомобилей: проблем с перевозкой его на верхнем багажнике нет. Такую легкую лодку может переносить даже один человек.
Особо следует сказать об остойчивости каяка. Скругленные (радиусные) очертания шпангоутов придали ему валкость, особенно заметную во время посадки пассажиров. Впрочем, «безопасных» малых лодок нет. И любая байдарка, и такая хорошо известная рыбакам и охотникам гребная двухместная лодка, как «Фофан», обладают этим же недостатком. Поэтому надо знать возможности своей лодки и с разумной осторожностью относиться к ее эксплуатации. Как уже проверено практикой, привыкнуть к характеру каяка довольно легко, после чего особых неудобств его валкость не вызывает.
Тем не менее можно сказать, что «Крохаль» относительно остойчив, особенно, когда люди заняли в нем нормальное — сидячее положение и установили весла в подуключины. Проведенное сравнение остойчивости существующих гребных лодок показало, что начальная поперечная метацентрическая высота каяка находится на уровне каноэ «Таймыр» (корпус которого длиннее, полнее и шире) и существенно — более чем на 30% — выше, чем на двухместном «Фофане» или «Березке».
Кстати, именно напоминание об осторожности при пользовании такой специфичной маленькой лодкой-челноком заложено в самом его названии — «каяк». Название это хорошо знакомо по промысловой лодке, широко распространенной у многих северных народов. Кроме того «каяк» — это еще и принятое название чисто спортивных лодок, предназначенных для водного слалома на быстрых порожистых реках.
«Крохаль» приятно легок на веслах. Эта легкость хода невольно заставляет гребца работать веслами, как на академической «однопарке», длинными размеренными гребками. Отличается каяк устойчивостью на курсе и в то же время — хорошей маневренностью. Допустимую правилами эксплуатации волну почти «не чувствует», что свидетельствует и о неплохих мореходных качествах.
Поступающие заявки от торговых организаций и Обществ охотников и рыболовов позволяют сделать заключение, что новая лодка завоевывает признание.
Заказы на приобретение каяка «Крохаль» от организаций принимаются по адресу: 103050, Москва, ЦКБ «Нептун».
Индивидуальным покупателям следует обращаться в магазины, торгующие прогулочными судами, в областные оптовые предприятия Роскультторга или объединения «Спорттоваров».