Основные данные «Онеги-2»
Длина наибольшая, м | 2,87 |
Ширина наибольшая, м | 1,35 |
Высота борта на миделе, м | 0,50 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,19 |
Масса с оборудованием и снабжением (включая парусное вооружение и руль), II вариант комплектации, кг | 67 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 2 |
Грузоподъемность, кг | 150 |
В первую очередь из-за неудачной конструкции подуключин и крепления обушков в закрытое пространство между оболочками корпуса и палубы набиралась вода, влагой пропитывался вклеенный сюда пенопласт, и корпус тяжелел настолько, что перевозить его на крыше легкового автомобиля было уже небезопасно; отрицательно это сказывалось и на ходовых качествах. Большие нарекания любителей вызывала низкая мореходность «Онеги»: достаточно было невысокой волны, чтобы низкобортное без привычной седловатости суденышко «хлебнуло носом». Тяжелым оказался ход под мотором и веслами, особенно с нагрузкой, да и сами короткие металлические весла оказались неудобными. Об этих и других недостатках, например, ограниченных возможностях «Онеги» как парусинка, писала редакция после своей очередной «мерной мили» (см. «КиЯ» №84).
Ленинградские судостроители, выпускавшие эту лодку, критически обобщили опыт эксплуатации и подготовили к производству следующую модификацию — «Онегу-2».
Несмотря на то, что ее назначение осталось прежним, новая модель во многом отличается от своей предшественницы. Принципиально изменены обводы: теперь это не тримаран, а катамаран. Боковые спонсоны имеют форму лыж с двойным сломом сильно приполненных скул, килевые линии от миделя в корму поднимаются к ватерлинии, корпус имеет заметный клиренс, возросла длина и высота борта лодки. По замыслу конструкторов, это существенно улучшает ход под веслами и мотором, повышает мореходность лодки, улучшает и обитаемость. Испытания, проведенные в прошлом году Межведомственной комиссией, в основном подтвердили это. Лодку теперь разрешено использовать при высоте волны до 0,3 м и удалении от берега до 300 м.
Кроме этого выбранные обводы позволили превратить «Онегу-2» в минипарусник, на котором можно приобрести первые навыки работы с парусами. Для этой цели на «Оиеге-2» теперь устанавливается съемное парусное вооружение площадью 3,5 м2. Оригинальные обводы корпуса позволили отказаться от шверта, характерного для лодок таких размерений. Большая остойчивость корпуса позволяет при ходе под парусом обходиться без откренивания, ходить под парусом в ветер до 7 м/с и углом к ветру до 60°. Руль имеет откидывающуюся конструкцию. Все это важно для человека, не имеющего специальной спортивной подготовки.
На «Онегу-2» можно по-прежнему устанавливать ПМ мощностью до 2 л. с. Новая конструкция деревянных весел повысила эффективность гребли.
Для обеспечения безопасности конструкторы все же сочли необходимым уменьшить пассажировместимость лодочки до 2 чел., а полезную грузоподъемность ограничить 150 кг.
Несмотря на то, что габариты корпуса увеличились и лодка стала просторней, вес корпуса остался на прежнем уровне.
Без оборудования он равняется 50 кг, поэтому лодка может перевозиться на багажнике, установленном на крыше легкового автомобиля. Вес же полностью оборудованного корпуса, включая парусное вооружение и руль (комплектация II), составляет 67 кг. В этом варианте часть снабжения придется убрать в задний багажник.
Как и у первой модели, корпус «Онеги-2» сделан из внутренней и наружной оболочек, склеенных между собой по фланцам и закрепленных винтами. Между оболочками размещен набор, вклеены усиления из полос пенопласта. Толщина оболочек одинакова — 2,0—2,5 мм. Использование гофров и различных уступов позволило обеспечить достаточную прочность и жесткость обеих оболочек при столь малой толщине.
Для их формования использована полиэфирная смола ПН 609-21М, стеклосетка и стеклоткань сатинового переплетения. Внешние поверхности имеют пигментированное покрытие ярких расцветок. Внутреннее пространство практически герметично и обеспечивает запас плавучести в аварийных ситуациях. Для слива случайно попавшей в пространство между оболочками воды и конденсата предусмотрено сливное отверстие в носовой части, герметично закрываемое пробкой.
На «Онеге» вода внутрь корпуса попадала через отверстия подуключин, теперь подуключины смонтированы на фланце и вода с весел стекает через их отверстия за борт.
Лодка оборудована двумя съемными деревянными банками. В носовую палубу заформован стакан для установки трубчатой алюминиевой мачты.
В торговую сеть «Онега-2» поставляется в двух комплектациях: в гребном варианте и в парусном, стоимость которых соответственно составляет 275 и 370 руб. До конца года ленинградские судостроители должны выпустить 220 лодок этого типа.