Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 6,42 |
Длина по КВЛ, м | 5,25 |
Ширина наибольшая, м | 2,48 |
Высота борта на миделе, м | 1,05 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 1,50 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 1000 |
Масса плавникового фальшкиля, кг | 380 |
Площадь парусности, м2 | 24,2 |
Экипаж, чел. | 4 |
Высота до клотика мачты от ватерлинии, м | 10,7 |
Розничная цена, руб. | 6130 |
Высокобортный и широкий корпус яхты имеет заостренные в носу ватерлинии, что обеспечивает поддержание высокой скорости при плавании на короткой крутой волне. На яхте применены глубокие и узкие плавники киля и руля, имеющие правильный аэродинамический профиль поперечного сечения. Благодаря этому при плавании острыми курсами по отношению к ветру «Нева» идет с умеренным дрейфом. Балласт, заглубленный почти на 1,5 м под ватерлинию, самоотливной кокпит, узкий входной люк, расположенный на палубе, обеспечивают безопасность плавания яхты в самых суровых условиях. Если даже порывом ветра ее положит парусами на воду, корпус не зальет водой и судно вернется в прямое положение при потравливании шкотов парусов.
К слову, «Нева» — одна из немногих килевых яхт в мире, которые являются абсолютно непотопляемыми. Внутри корпуса по бортам и в форпике закреплены блоки пенопласта, объем которых достаточен для поддержания судна на плаву в случае пробоины.
Корпус яхты изготавливается из стеклопластика. Две основные детали — оболочка собственно корпуса и секция палубы с кокпитом и рубкой — формуются в матрицах; наружный слой связующего содержит красящий пигмент. Блестящие наружные поверхности корпуса приятны для глаз, с них легко удаляется грязь и при аккуратной эксплуатации корпус не нуждается в ежегодной окраске. Палуба соединяется с корпусом на винтах и связующем; жесткость оболочкам придают поперечные переборки и другие конструктивные элементы, вклеенные в корпус. Расположенные внутри каюты стеклопластиковые конструкции второго дна и бортовые зашивки закрывают набор корпуса, блоки пенопласта и образуют места для размещения предметов снабжения и запасов. Переборки фанерованы шпоном ценных пород древесины.
На горизонтальных поверхностях секций второго дна укладываются мягкие подушки, которые образуют четыре спальных места. На бортовые зашивки в средней части каюты навешиваются мягкие подспинники, так что койки здесь одновременно используются и как диваны. Здесь же может быть установлен небольшой столик, входящий в комплект оборудования яхты. Высота помещения в средней части корпуса составляет 1,30 м, что соответствует размерам кают на яхтах подобных размерений.
Планировка палубы и кокпита, расположение на них дельных вещей подчинены требованиям удобства управления парусами и эффективной работы экипажа в гонках. Работать со стаксель-шкотами и фалами парусов можно, стоя в люке. Безопасность членов экипажа, находящихся на палубе, обеспечивает леерное ограждение. Удобен неглубокий кокпит, занимающий почти всю ширину яхты. Благодаря этому экипаж сидит на палубе у самой кромки борта и эффективно откренивает судно при лавировке. Румпель снабжен удлинителем, что позволяет рулевому управлять лодкой, участвуя в ее откренивании.
«Нева» имеет эффективное парусное вооружение типа бермудский шлюп с лавсановыми парусами. Девятиметровая мачта и гик изготовлены из легкого сплава; для удобства плавания по внутренним водным путям мачта сделана заваливающейся конструкции. Два-три человека без применения специальных приспособлений осуществляют заваливание или постановку мачты, не выходя на берег. Бегучий такелаж включает необходимый комплекс снастей для настройки и регулировки парусов в зависимости от курса судна относительно ветра и его силы.
Разумеется, для серьезного яхтсмена-гонщика оснащение серийной яхты является лишь основой для доводки яхты до максимальной эффективности. Взять хотя бы паруса: чтобы не повышать чрезмерно розничную цену, завод снабжает яхту комплектом лишь из двух «универсальных» парусов — грота площадью 13,5 м2 и стакселя 10,7 м2. Шитье дополнительных парусов — спинакера, генуи и штормового стакселя при желании владельцу «Невы» придется включить в план работ по самостоятельному оснащению яхты. Паруса, фалы, шкоты, дельные вещи предварительно подогнаны и уложены так, что их самостоятельная установка не вызывает затруднений.
Резервным средством движения судна может служить подвесной мотор мощностью до 8 л. с., кронштейн для навески которого устанавливается на транце яхты.
В торговую сеть «Нева» поставляется на транспортировочных кильблоках, пригодных также для хранения яхты на берегу в межнавигационный период.
С начала серийного выпуска яхты «Нева» в торговую сеть поступило 85 судов. Получены первые отзывы владельцев, которые внимательно изучаются. В случае необходимости в техническую документацию вносятся коррективы, учитывающие опыт эксплуатации яхты.
Из отзывов первых покупателей
Качество должно быть выше
Купленная мной в прошлом году яхта «Нева» прибыла в Тбилиси без крышки люка, оказались похищенными все тросы стоячего и бегучего такелажа. Мое предложение заводу — пересылать комплект оборудования и снабжения покупателю отдельно от яхты или же сделать более надежными запоры на люке.
Яхта установлена на кильблоках, которые вполне отвечают условиям перевозки на любом виде транспорта, однако весь корпус и палуба прибывшей яхты были забрызганы нефтепродуктами и грязью. Если сшить чехол на яхту слишком сложно и накладно, желательно было бы накрыть ее на заводе полиэтиленовой пленкой или даже бумагой-крафтом. Рангоут тоже нужно транспортировать в чехле.
После спуска на воду обнаружилась течь в колодце, где расположены шпильки крепления плавника. Вода поступала через трещины в заливке шпилек полиэфирной смолой, которые образовались при транспортировке и многократной грубой перегрузке. Мне пришлось снова ставить яхту на кильблоки, выбивать всю растрескавшуюся заливку, зачищать колодец и щели по периметру соединения плавника с корпусом, заклеивать их эпоксидной смолой, заново перетянуть гайки на шпильках и залить эпоксидной смолой колодец.
Видимо, не следует слишком обильно заливать смолой крепеж фальшкиля; необходимо тщательнее зашпаклевывать место соединения плавника с корпусом. Колодец должен быть легко доступен для осмотра, так как это место — самое глубокое в яхте, появление в нем воды укажет на наличие течи. Кроме того, из него нужно удалять случайно попавшую воду и конденсат.
Мне досталась яхта с белыми корпусом и палубой, с черной окантовкой шириной 70—80 мм по кромке борта. Такая отделка придает яхте траурный вид. А вот если этой же черной краской выполнить линию толщиной 25—20 мм ниже кромки борта на 30—40 мм, то внешний вид будет совсем иной! И конечно, хотелось бы видеть яхты, окрашенные в более радостные тона, с нанесенной на заводе ватерлинией. Ведь достаточно сделать соответствующую риску на матрице.
При ходе в крутой бейдевинд при ветре 5 м/с и более яхта получает большой крен, а передняя шкаторина грота шириной 20—25 см по всей высоте находится в ветровой тени мачты из-за ее большого диаметра (В5 мм) Сказывается и недостаточная масса плавника — всего 380 кг на 22 м2 парусности. У меня создалось впечатление, что, если уменьшить высоту мачты на 80—90 см и площадь грота приблизительно на 2,5—3 м2, то ходовые качества яхты не ухудшатся, а безопасность плавания возрастет. Я неоднократно это проверял, зарифив грот на один риф. А если еще и мачту изготовить переменного сечения по высоте (скажем, до краспиц — диаметром 85, а выше — 70 мм), работа грота заметно улучшится.
Качеству изготовления также следует уделять больше внимания. Мелкие трещины, криво завинченные шурупы, несоответствие отверстий в соединениях и прочие мелочи влияют на внешний вид яхты, портят настроение ее владельца. Желаю заводу поскорее избавиться от этих досадных «мелочей».
И еще — предлагаю выпускать яхту в двух модификациях — туристской — для общего пользования и продажи населению (с укороченной мачтой и, может быть, увеличенной рубкой) и в гоночном варианте — с соответствующим рангоутом, точной настройкой и достаточным комплектом парусов для приобретения спортивными организациями.
И в заключение: яхта мне нравится, я вполне ею доволен. «Нева» ни в какое сравнение не идет с «Ассолью» и перекрывает ее по всем показателям! Благодарю конструкторов за хорошую яхту.
В походе по ладоге
В мае 1984 г. яхт-клуб Свирской судоверфи получил две яхты «Нева». Современный внешний вид порадовал наших яхтсменов. Вполне удовлетворительной выглядела планировка и отделка внутри корпуса яхты, учитывая ее малые размеры: четыре спальных места, съемный столик, шкафчики по бортам, возможность установить газовую плитку (она неплохо вписывается в проход между койками под входным люком).
В двухнедельный поход по Ладожскому озеру на каждой яхте отправились только по два человека. После загрузки снаряжения выяснилось, что разместиться в судне третьему члену экипажа было бы достаточно сложно, а четвертому — вообще невозможно.
Ладога в районе Свирской губы встретила нас ветром 6—7 м/с и волной высотой до 1,2 м. Яхты пошли в полный бейдевинд со скоростью 4,5 уз с умеренным креном — словом, одно удовольствие!
Неплохие ходовые качества проявила «Нева» и в самые слабые ветра. Определенную роль в этом сыграли относительно большая площадь парусности, умеренная смоченная поверхность и гладкость корпуса. Используя малейшие дуновения ветра, яхту можно было вести достаточно круто к ветру, лавировочный угол не превышал 80°.
Позже нам довелось встретиться и с крепким ветром скоростью 10 м/с, и с волной высотой до двух метров. В этих условиях яхта лавирует с большим креном, зарывается носом в гребни волн, брызги долетают до кокпита. Сильно увеличивается дрейф под ветер.
В целом ходовые качества «Невы» даже с тем минимальным набором парусов, которые мы имели, хорошие. Яхта отлично отцентрована, поворотлива, легка в управлении.
На первый взгляд, яхта кажется сухой, но это впечатление обманчиво. «Нева» обильно течет по палубе в месте крепления вант-путенсов и еще обильнее — в месте соединения киля и корпуса. За десять дней похода из одной яхты было отлито более 40 л воды. На обоих судах постоянно ощущалась сырость.
Большие неудобства на ходу создает съемная крышка входного люка. Широкий кокпит позволяет эффективно откренивать яхту, но рулевому нелегко высидеть на неудобном месте долгую вахту, особенно при сильном крене.
Управлять «Невой» может только человек, имеющий квалификацию яхтенного рулевого и определенный опыт. Сравнивая же «Неву» с «Ассолью», которая выпускается уже несколько лет и стоит практически столько же, можно отметить несомненные преимущества «Невы» — по внешнему виду, качеству изготовления и отделки, не говоря уже о ходовых качествах. Возможности «Невы» как туристской яхты можно оценить как весьма скромные. Наиболее реальным, по нашему мнению, выглядит использование «Невы» как основы национального минитонного класса.
Примечания
1. См. статью Д. А. Курбатова «Минитонники» в «КЯ» №68.