Общее расположение яхты не отличается от классического для тримаранов данных размерений. Однако в нашей «Нун» были предусмотрены выгородки-ниши в носу главного корпуса для размещения якоря, устройство для закрутки стакселя вокруг штага и вьюшки якорного каната, выносные сиденья для рулевого. Сравнительно небольшой кокпит рассчитан для двух человек.
Основные характеристики яхты «Нун»
Информация об изображении
Пробный выход тримарана под оснасткой и парусами, заимствованными на килевой яхте
Пробный выход тримарана под оснасткой и парусами, заимствованными на килевой яхте
Длина корпуса наибольшая по КВЛ, м | 12,6/12,0 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 1.12 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,55/1,20 |
Длина поплавка габаритная, м | 10,0 |
Ширина яхты габаритная, м | 8,1 |
Максимальная площадь парусности, м | 80 |
Водоизмещение полное, т | 3,2 |
Пассажировместимость, чел. | 9 |
Обводы шпангоутов главного корпуса и поплавков построены по одному лекалу: четверть окружности радиусом 500 мм с отрезком прямой. В кормовой оконечности главного корпуса лекало сдвигалось вверх по обводам килевой линии, а в носовой — к диаметральной плоскости таким образом, чтобы получился нужный обвод ватерлинии. Аналогично носовой оконечности главного корпуса спроектированы обводы всего поплавка. Этот способ построения обводов позволил сократить размеры плаза и значительно упростить изготовление шпангоутных рамок.
Водоизмещение главного корпуса и положение поплавков относительно него выбраны такими, что при стоянке на-ровный киль кили обоих поплавков оказываются расположенными над поверхностью воды на 220 мм.
Основной материал корпуса — водостойкая фанера и сосновые рейки. В местах, где прикладываются большие сосредоточенные нагрузки, сделаны подкрепления из стеклопластика и алюминиевых сплавов: подмачтовая балка, крепление поплавков к балкам, погоны шкотов, коробка руля и т. п.
Корпуса набраны по продольной системе набора, причем продольные ребра не врезались в поперечный набор, а укладывались на шпангоуты снаружи и крепились к ним болтами или шурупами.
В поплавках установлено по 11 шпангоутов. В носовой части поплавка шпация — 1000 мм, в корме — 750 мм. Очертания самих шпангоутов в нос и корму от миделя совпадают, т. е. совпадают поперечные сечения 1 и 11, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7. Малка снималась только с килевой доски поплавков и с киля главного корпуса. Поплавки обшиты 6-миллиметровой фанерой марки ФСФ.
Основной корпус полупереборками разделен на несколько отсеков и обшит фанерой толщиной 6 мм, но в районе носового кнехта и крепления штага, в нижней части крыльев мостика и на его бортах приклеен второй слой фанеры. Листы фанеры состыкованы на подкладных планках с запрессовкой гвоздями, забиваемыми изнутри в установленный снаружи деревянный брус. После отвердевания клея брус был оторван, гвозди «откусаны» и зачищены наждачным камнем. Стык снаружи оклеен тремя слоями стеклоткани.
При расположении связей набора каждому ребру старались придать несколько функций или перевязать их так, чтобы повысить общую прочность и жесткость корпуса. Килевая балка связана с нижними стрингерами по типу ферменной конструкции; вторые стрингера уложены по линии пайола и служат для него опорой. Поперечные ребра соединяют попарно вторые стрингера. Четвертые стрингера установлены на уровне сидений, их подкрепляет набор рундуков. Наружные продольные ребра люков служат опорой для бимсов. В носовой части корпуса бимсы установлены снаружи и служат упорами для ног и брызгоотбойниками. Бортовой редан подкрепляет наружную обшивку, полки постельных принадлежностей служат брештуками. Рейка крепления парусинового мостика закрывает торцы второго слоя фанеры и т. д.
Обшивка из листов фанеры ложилась на стрингера нормально, только в районе миделя пришлось вырезать клин в днищевой части обшивки шириной около 250 мм и длиной 1200 мм. В некоторых местах в кормовой части корпуса и поплавков на стыках получились небольшие сломы («домики») обшивки, которые потребовалось выровнять рубанком, а затем оклеить.
Обшивка прикреплена к набору гвоздями через предварительно засверленные в фанере отверстия. Шурупы использованы только в районе киля. Радиус обводов шпангоутов около 550 мм при толщине фанеры 6 мм, видимо, является минимальным для того чтобы выполнить зашивку корпуса одним слоем фанеры без применения специальных приспособлений.
Поворотная мачта, имеющая площадь 6 м2 при длине 13,5 м, также склеена из фанеры. Технология ее изготовления следующая: вначале на полосы фанеры толщиной 4 мм были наклеены и прошкурены рейки ликпаза. Затем в среднюю доску, носовые и кормовые бруски были врезаны и наклеены фанерные нервюры с шагом 760 мм. Полученный набор обшит боковыми листами с рейками ликпаза. Листы состыкованы на нервюрах на клею с запрессовкой гвоздями. Сверху уложен второй лист обшивки со сдвигом на поллиста, чтобы разнести стыки по длине. В районе крепления вант, краспиц и шпора установлены усиления из третьего слоя фанеры.
Все стыки фанеры оклеены стеклотканью, а корпуса тримарана покрыты четырьмя слоями двухкомпонентной эпоксидной эмали. Балки и мачта окрашены двумя слоями этой же эмали.
Для обеспечения вентиляции яхта снабжена 13 иллюминаторами диаметром 200 мм с открывающимися стеклами из органического стекла толщиной 12 мм. Балки, поплавки, отсеки плавучести периодически вентилируются через горловины диаметром 50 мм с резьбовыми крышками.
Раковина мойки камбуза с мусоропроводом и унитаз гальюна выклеены из стеклопластика по пенопластовым моделям.
Тримаран вооружен бермудским шлюпом с мачтой, которая раскреплена вантами, штагом и ромбо-вантами.
В комплекте штатного вооружения предусмотрено 2 грота (один из них со сквозными латами), 3 стакселя (один рейковый) и спинакер плоского покроя. Погон рейкового стакселя установлен на палубе впереди мачты. На его концах крепятся пятки спинакер-гиков. Брасы спинакер-гика проводятся на транцы поплавков.
Гик снабжен оттяжкой, которая одним концом крепится к каретке, перемещающейся по рельсу на гике, а другим — к каретке на рельсе поперечной балки длиной около 7 м.
Стаксель-шкоты проведены через блоки, установленные на тросовых шпрюйтах, натянутых между балками. Блок может перемещаться вперед-назад, а шпрюйт — по рельсу кормовой балки от ДП к борту, что позволяет регулировать положение шкотового угла стакселя в широких пределах.
Для маневрирования в гаванях и переходов в штиль используется подвесной мотор «Ветерок-83» с «ногой», удлиненной на 940 мм, и кольцевой профилированной насадкой на гребном винте. Скорость движения под мотором составляет около 12 км/ч на полном газу. Для сокращения расхода бензина мотор обычно эксплуатируется на 3/4 оборотов. Тяга мотора достаточна, чтобы тримаран двигался против 5—6-балльного ветра и при этом управлялся. За навигацию расходуется около двух баков бензина. Опыт эксплуатации показал, что пришвартовать тримаран и отойти (особенно в узкостях) под парусами довольно сложно. Нередко наши попытки совершить такие маневры заканчивались навалами и проколами обшивки.
При эксплуатации тримарана выявлено, что вертикальный клиренс 600 мм вполне достаточен, удары волны в мостик практически не ощущаются. Необходим руль балансирного типа, так как в свежий ветер нагрузки на румпель сильно возрастают, управлять яхтой становится тяжело. Высота подъема поплавков выбрана правильной, ударов волн в наветренный поплавок не наблюдалось.
Яхта хорошо отцентрована. Радиус циркуляции составляет около 1,8 длины корпуса под мотором и под парусами. Под одной мачтой тримаран идет в свежий ветер полными курсами вплоть до галфвинда, нормально управляется и может быть приведен рулем до левентика.
Так как во время плавания под парусами большую часть времени команда находится в кокпите и на кормовой банке, яхта получает избыточный дифферент на корму около 4 см. Для устранения этого дифферента кормовые обводы главного корпуса полезно сделать более полными.
После первой навигации тримаран был взвешен. Его вес со всем снабжением, частью запасов и без экипажа составил около 2650 кг. Вес корпуса оказался примерно на 200 кг больше проектного, что вызвано изменением толщин материала и сечений набора и значительным количеством эпоксидной краски (толщина слоя составила около 0,5 мм), которая имеет большой вес.
О скорости яхты под парусами судить трудно, так как первый год мы ходили под гротом от «Дракона» и самодельным стакселем площадью 17 м2. На дистанции 2,5 мили была достигнута скорость около 8 уз.
«Нун» — название тримарана — это одна из букв древнего алфавита, обозначающая движение, перемещение.