Хочу разом ответить на множество запросов — поделиться опытом постройки простейших туристских лодок с применением самых доступных и, к тому же, бесплатных материалов. «Изобретенный» нами способ плетения каркаса проверен и отработан до тонкостей — мы совершенствуем его более двадцати лет. Совершенствуем «на ходу», так как каждое лето строим свои суда новым коллективом и плывем по новым рекам.
Вот не успел я отправить эту заметку в редакцию, как летом 1985 г. мы — 14 девятиклассников и два их руководителя — при постройке двух катамаранов для плавания по реке Угре снова попытались кое-что изменить. Получилось еще лучше, чем раньше. Наш способ открывает простор для творчества. Вся тургруппа участвует в постройке, все испытывают законную гордость за депо своих рук. И неслучайно участники самых первых походов 60-х годов утверждают, что эти по-настоящему коллективные плавания, начавшиеся с постройки себе судна, остались в памяти на всю жизнь.
О способе и материале
Честно говоря, сам способ, конечно, не изобретение. Это хорошо забытое старое. В этом я убедился, когда прочел статью «Сказ о круглых судах» («КЯ» №106, 1983 г.) и узнал о том, что лодки с плетеным каркасом известны тысячи лет! Но есть и элемент новизны. Он в том, что мы соединяем малоостойчивые — полукруглые в сечениях — лодки попарно в совершенно безопасные катамараны. Это и дает нам право спокойно рекомендовать описываемые лодки туристам-школьникам. Хотя, как ясно из писем, заинтересовались «плетенками» и взрослые, занятые серьезными делами и далекие. от туризма. О нашем опыте писали и газеты.
Мы плаваем на катамаранах, корпуса которых сделаны прямо на берегу реки — сплетены из ветвей ивняка и обтянуты куском любого водонепроницаемого материала. При этом мы не вступаем в конфликт с законами об охране лесных богатств. Используется ивняк — кустарник, не представляющий хозяйственной ценности, причем используется там, где имеется в изобилии. Как известно, с ним приходится даже бороться (иногда с применением не только топора, но и химикатов). Так что выборочное использование незначительного количества ивняка никогда никаких осложнений не вызывало. Стоит еще сказать, что ивняк мы всегда стараемся вырубать на болотах: ветви мягче. Ну а там, где ивняк — редкость, вряд пи кому придет в голову использовать наши рекомендации.
Достоинства и недостатки
Конспективно перечислю плюсы и минусы.
Главные из достоинств — это надежность, транспортабельность, дешевизна. Выбор маршрутов — самый широкий. Мы даже со школьниками совершаем довольно сложные комбинированные водно-пешие походы: к обычному для пеших походов грузу добавляется только вес оболочки и шнуров. Можно и пересекать довольно большие водоемы, двигаясь на веслах или под парусом, и сплавляться по быстрым рекам. Ни единой аварии за все годы не упомню, если не считать нескольких проколов оболочки на острых камнях. Да и то было это на первых порах. Теперь мы делаем мягкую амортизирующую прослойку (лапник, солома, трава) между каркасом и оболочкой. Даже удары с ходу о камни не страшны, «травм» на оболочках нет, они исправно служат по четыре года и более. То, что абсолютной жесткости корпуса не имеют, как раз и является секретом прочности. Гибкость каркаса смягчает любые удары, позволяет корпусам, чуть изгибаясь, следовать за профилем волны.
Высота бортов большая, волна через верх не перехлестывает. Остойчивость такая, что при купанье с катамарана можно свободно прыгать в воду, да и подъем обратно через борт никаких опасений не вызывает. Осадка мала — около 20 см. Грузоподъемность же такова, что можно погрузить вещей в два-три раза больше, чем мы в состоянии поднести к берегу общими усилиями.
Всех, кто встречал нас на воде, обычно восхищает комфорт: каждый член экипажа имеет личную «каюту» в виде отсека длиной около 2 м. Грести удобно, сидя на банке или на борту; отдыхать можно на мягких вещах.
Некоторых пугает то, что время постройки катамарана исчисляется не часами, а несколькими сутками. Конечно, проще надуть резиновый плот! Но замечу, что это время мы никогда не считали потерянным. Ребята приобретают полезные навыки совместной работы и походной жизни, сплачивается коллектив.
Бригада из трех-четырех старшеклассников, не имеющих опыта, затрачивает на свой катамаран четыре-пять дней. Если они делают эту работу во второй раз, срок сокращается до двух-трех дней, поэтому желательно, прежде чем идти в поход, потренироваться в постройке каркаса.
Если группа туристов большая, ее следует разбить на бригады по четыре человека.
Мы строили катамараны, рассчитанные на четыре, шесть и восемь мест. Меняется при этом только длина лодки, а ширина постоянна — около 90 см. Полагаю, что можно построить и 10-местные суда, но гораздо удобнее будут два катамарана меньших размеров.
Еще одно возражение — малая скорость передвижения. Да, по скорости наши катамараны уступают байдарке, но по длине суточного пробега разница будет не такой уж большой. Если стартовать с утра, не пениться грести и использовать парус, то вполне можно проходить за день по 35—40 км даже при самом слабом течении. Так, в 1984 г. мы за две недели прошли от Верховья Волги до г. Калинина, т. е. делали по 25 км в день, хотя выходили никак не раньше полудня, гребли очень мало, а приставали пораньше, чтобы разбить лагерь засветло.
Оболочка
Это цельный прямоугольный кусок водонепроницаемого материала. Лучше всего, бесспорно, легкая прорезиненная ткань.
Нам приходилось использовать и столовую клеенку шириной 130—140 см. Нужна клеенка на текстильной основе. В последнее время в магазинах появилась клеенка на «ватной» синтетической основе. Она менее прочна, но тем не менее для спокойных и чистых рек вполне пригодна. Вероятно, подойдет и толстая синтетическая пленка, но у нас такого опыта нет.
Для 4-местного катамарана нужна длина оболочки в 5—5,5 м, для 6-местного — 6,5—7 м, для 8-местного — 7,5—8 м.
Ширина полотнища оболочки должна быть 200—220 см. При необходимости к полосе клеенки надо с обоих краев пришить полосы шириной по 35—40 см из любого материала. Это будут верхние, загибающиеся внутрь кромки бортов, тут герметичность не важна. По продольным краям заготовки пришиваются (через 40 см) завязки из тесьмы для обтягивания оболочки по каркасу.
Все соединения клеенки сначала прошиваются, а затем промазываются расплавленным гудроном. На всякий случай для ремонта в пути мы всегда берем его с собой.
Сборка каркаса
Рассмотрим плетение каркаса 8-местного катамарана. Закладка — киль со штевнями — должна иметь длину около 7 м. Собирается она из стройных ивовых стволов диаметром 35—40 мм. Если придется применять более тонкие стволики, их лучше сдваивать — связывать попарно. В местах стыков надо делать пологие косые срезы. Все соединения (стыки) туго обматываются шнуром или проволокой при помощи пассатижей. На штевни идут стволы с подходящими по кривизне закруглениями.
Точно так же заранее собираются и привальные брусья. Здесь можно стволики брать потоньше, а на концах закругления не обязательны (нужный изгиб в носу и корме получится сам собой).
Стрингера — по одному на борт — собираются из еще более тонких стволиков, они особой нагрузки не несут.
Форму поперечного сечения нашей лодки (полуокружность) задают основные шпангоуты, устанавливаемые примерно через 1 м длины. В данном случае достаточно заготовить шесть основных шпангоутов. Концы заготовок — отрезков длиной около 1,5 м диаметром 20—28 мм — стягивают шнуром, добиваясь получения правильной формы изгиба по радиусу около 45 см. Так, со связанными концами, шпангоуты и идут на «монтаж». Кроме основных понадобятся еще и промежуточные (или рядовые) шпангоуты, но они заплетаются через каждые 20 см длины уже в собранный каркас.
Для сборки надо выбрать ровную площадку и на линии ДП собираемой лодки вбить два концевых монтажных кола на расстоянии 7 м один от другого. Укладывается на место закладка, верхние концы штевней привязываются к этим двум кольям.
Длина лодки делится на семь равных частей — это места установки заранее собранных основных шпангоутов. По обе стороны от ДП (на расстоянии около 0,5 м от нее) для каждого шпангоута вбиваются в грунт монтажные колья. Устанавливаемые шпангоуты привязываются к килю и к своей паре монтажных кольев. После этого укладываются (выше уровня шнуров, стягивающих концы шпангоутов) привальные брусья, а примерно посередине расстояния между килем и привальным брусом — стрингера.
Уточним: все продольные детали каркаса должны располагаться внутри основных шпангоутов. Делать на шпангоутах полукруглые вырезы (врезку) можно только в соединениях с привальными брусьями. Все узлы пересечений привальных брусьев и стрингеров с основными шпангоутами стягиваются шнуром. Концы привальных брусьев как можно туже стягиваются со штевнями шнуром или, еще лучше, проволокой.
Теперь можно ставить промежуточные шпангоуты (опять-таки снаружи относительно продольного «набора»). Тут широкое поле для фантазии. Делали мы их и из цельных стволов, более тонких, чем у основных шпангоутов, и из сдвоенных тонких стволиков комлевыми толстыми частями в разные стороны. Усовершенствованный вариант второго способа применен был прошлым летом. Чтобы сделать толстые концы более гибкими, мы ударами обуха раздробили их на отдельные волокна. Это дало возможность легко свивать оба стволика один с другим и обвивать их концами привальные брусья.
Следующий этап работы — крепление промежуточных шпангоутов к килю, стрингерам и привальным брусьям. Проще и надежнее всего связывать их не шнуром, а «бесконечным» жгутом, свернутым из тонких очищенных от листьев веток ивняка. К жгуту, по мере того как кончаются одни ветки, прививаются новые; жгут идет вдоль продольной связи по всей длине лодки. Еще лучше, если «бесконечный» жгут по привальным брусьям будет завиваться одновременно с креплением вокруг них концов шпангоутов. Тогда получится «монолитная» конструкция. Можно, разумеется, всюду применять и шнур, но это менее надежно и дороже.
Теперь остается проплести днищевую часть каркаса — от стрингера до стрингера, пропуская вдоль лодки попеременно под и над шпангоутами тонкие и средние очищенные ветви. Конечно, для удобства работы каркас к этому моменту должен быть отделен от монтажных кольев (они остаются на месте для сборки следующего корпуса) и перевернут днищем вверх.
По окончании работы надо аккуратно срезать торчащие наружу острые концы веток и сучки.
Сборка катамарана
Информация об изображении
Ответственный момент — затяжка креплений балок, соединяющих лодки в катамаран
Сначала на каркас каждой лодки натягивается оболочка. Это много времени не занимает. Оболочка расстилается опять-таки на ровном участке. На ее центральную часть полосой в 80—90 см по ширине укладывается слой лапника, мха, соломы и т. п., особенно толстый в носовой части лодки. Затем килем по ДП оболочки ставится готовый каркас, края оболочки забрасываются внутрь лодки, оболочка обтягивается завязками, которые крепятся к стрингерам. Концы оболочки аккуратно обматываются вокруг штевней и крепятся при-шнуровкой.
Ответственный момент — затяжка креплений балок, соединяющих лодки в катамаран
Корпуса — лодки — ставятся борт к борту и поперек них укладываются пять мощных соединительных балок (они же служат и банками) из двух или трех ровных стволов. В оконечностях банки ставятся на расстоянии не больше 60 см от верхнего конца штевня, остальные — на равных расстояниях одна от другой. В местах соединения с привальными брусьями в стволах банок делаются полукруглые выемки. Для надежности в этих узлах мы затягивали капроновый шнур при помощи рычага: вдевали в узел палочку длиной около 40 см, закручивали его, а конец рычажка тут же привязывали к самой банке. Получалось мощнейшее крепление, которое ничуть не ослабло за все плавание. Раньше по мере ослабления узлов приходилось иногда крепить банки заново.
Весла и парус
Для удобства перевозки мы используем изготовляемые на месте комбинированные весла с треугольными лопастями из ткани на каркасе — типа «гусиная лапа» (не знаю, насколько принят такой термин). Каждый вырубает себе по вкусу подходящую заготовку с правильным разветвлением на конце: обе ветви должны отходить от оси весла под одинаковым углом чуть больше 18—20° (т. е. биссектриса угла между ответвлениями должна совпадать с осью весла). Концы ответвлений на расстоянии около 40 см от вершины угла стягиваются шнуром. После этого каждый гребец обшивает «рогульку» тканью (размер заготовки примерно 50X60 см). Когда шнурок срезается, концы ответвлений расходятся и туго растягивают материал. Площадь лопасти должна быть где-то в пределах 300—350 см2. Практически для этого длина лопасти должна составлять 3S—37 см, ширина на внешнем конце — около 20 см.
Весла получаются легкими, удобными и вполне надежными, но на всякий случай одно-два запасных сделать стоит.
В походе по Верхней Волге мы впервые использовали простейшее парусное вооружение — несли прямой парус 2X2,5 м из пленки. Среди нас был моряк — бывший член нашего туристского кружка. Он выдвинул идею. Благодаря ему мы все стали теперь поборниками применения парусов в водном туризме.
При попутном ветре средней силы мы без помощи течения проходили иногда по 35—40 км за 6—7 часов. Парус имело смысл ставить при курсах полнее галфвинда.
Несколько пояснений
Мачта легкосъемная. Реи сделаны по верхней и нижней кромкам паруса. Управлялся парус поворотом нижнего рея при помощи двух оттяжек — шкота и галса. Управляли катамараном двумя кормовыми веслами.
Мы пришли к выводу, что корпуса (лодки) стоило бы при монтаже катамарана раздвинуть на 0,8—1 м. Это добавит нашему паруснику остойчивости и позволит нести парус, по крайней мере, вдвое большей площади.
Мы все будем очень рады, если эти скромные заметки (ведь всего не напишешь) помогут новым тысячам ребят приобщиться к водному туризму. Пусть это будет наш деловой вклад в развитие его массовости!
Опыт туристов
Заметка в «Комсомольской правде» (29 апреля 1984 г.) об опыте туристов школы № 83 Краснопресненского района Москвы вызвала целый шквал писем с запросами. Вот выдержки из взятых наугад нескольких писем:
Методика изготовления надежных катамаранов-плетенок нз подручных средств нас очень заинтересовала. Мы уверены, что это поможет разработать аварийные комплекты для людей, работающих в заполярной тундре, и в целом решить один из аспектов действий человека в экстремальных условиях Напишите, как делать плетенки?)!
Норильск, турклуб «Таймыр»
«Один из элементов нашей сложной профессии военного инженера преодоление водных преград. Тут вы сказали новое слово и показали, что слово не расходится ч делом. Ждем подробностей технологического порядка»
Курсанты Каменец-Подольского высшего военно-инженерного командного училища
<Мы работаем на таежной гидрометеостанцни Бактор Этой весной ледоходом оборвало речную переправу, а нашу лодку-катамаран разбило. Вы подсказали нам выход»
Хабаровский край. п. Бактор
«Идея использования подручных средств, имеющихся в изобилии на берегу, важна не только юным туристам Это выход для всех, кто знает, что такое лишний килограмм веса рюкзака, и ценит безопасность в серьезных условиях. Чем вы гребете? Можно ли использовать парус?»
Группа военнослужащих
<Я закончил Минский институт физкультуры, после служил в армии, буду работать с детьми. Давно мечтал о таких плавсредствах, которые соединяли бы маневренность байдарок, надежность и вместимость плотов. А катамаран «из кустов», который ребята могут изготовить сами и на который можно посадить много участников похода, это и есть идеальное судно!»
О И. Ворохов, г Минск
«Почему бы не напечатать подробные объяснения типа «что к чему»? Ведь это сбережет время и силы тех, кто хочет использовать опыт школьников, руководимых энтузиастом. Во многих отдаленных районах страны такие собираемые на месте суда просто единственное средство для развития поистине замечательного массового вида отдыха туризма.
Г. Железное, г Воркута