Любители водных лыж хорошо знают, какое удовольствие доставляет прогулка по водной глади в хороший солнечный день. Кто хоть один раз стартовал, не расстанется с воднолыжным увлечением уже никогда. Но в том-то и дело, что стартовать удается не всем желающим, хотя и лыжи, и моторка на ходу чаще всего — не проблема.
Когда нет умения и нет рядом опытного человека, первая попытка довольно часто так и остается последней. Ведь сложнее всего — как раз встать на лыжи. Ошибки на старте (неумение держать корпус, ноги, лыжи и т. д.) приводят к тому, что «катание» тут же заканчивается купанием под веселый смех окружающих. И далеко не всегда хватает новичку упорства, а водителю моторки — доброго желания повторять попытки.
Словом, ошибок может быть много, учиться на ошибках — долго, а «азбуки воднолыжника» нет. (Больше десяти лет я читаю журнал и что-то не помню за это время ни одной статьи, посвященной азам водных лыж. Полагаю, надо больше места отводить именно любительскому катанию, — ну, это между прочим!)
Воднолыжные санки для начинающих мы придумали случайно. Мне удалось выиграть пари, заключенное с моим другом В. Гилем: я простоял на монолыже 50 км. Но при этом устал так, что идея сиденья на лыже просто сама собой пришла в голову. Отсюда уже было недалеко и до мысли применить для остойчивости системы две лыжи, разнесенные на 300—350 мм.
В дальнейшем мы воплотили эту идею в жизнь без особых конструкторских мучений и поисков, и лишь после того, как все было завершено удачными испытаниями, узнали, что нечто подобное давно известно и выпускается за рубежом.
Получившиеся буксируемые сани (рукоятку обычного фала держит сам обучающийся) мы назвали «Улыбка», так как появление этого несколько неожиданного спортивного снаряда неизменно вызывает улыбки и смех. Зато потом от желающих опробовать снаряд (и свои силы), как правило, нет отбоя.
Моторная лодка «Нептун-3» с одной «тридцаткой» легко вытаскивает взрослого лыжника. Длина фала 25—30 м. При установке второго мотора острота впечатлений возрастает вдвое; могут получать удовольствие уже не только новички, но и мастера.
Стартовать на санях гораздо легче, чем на монолыже или двух обычных водных лыжах: они не разъезжаются, поскольку жестко соединены, а благодаря большой ширине (670 мм) с опасным креном удается справиться довольно легко. Практически, с саней нашей с В. Гилем конструкции еще никто не падал!
Конструкция саней очень проста.
О лыжах не пишу, рекомендуя статью в №33 за 1971 г., по которой можно сделать их самостоятельно. Мы брали за основу прыжковые лыжи типа «Фрери», но уменьшили их толщину до 15 мм (три слоя реек — два продольных и один поперечный — по 5 мм). Тем, кто не хочет делать лыжи своими силами, рекомендуем приобрести прогулочные лыжи типа «Дельфин» или прыжковые «Мукачево» (цена их 40—50 руб.). Крепления на них придется сдвинуть в нос; крепления ставятся без пяточной части.
Привожу два варианта рамы, собираемой из деталей, нарезанных из дюралевой (точнее — любой алюминиевый сплав) трубы диаметром 20 мм с толщиной стенок 2—2,5 мм. В торцы трубок забиты деревянные заглушки длиной по 80 мм. При втором варианте конструкции крепление трубок (дет. 1, 2 и 3) лучше всего делать сварным.
Естественно, все торцы и кромки обрабатываются так, чтобы ничего острого нигде не было. Пенопластовое сиденье — тоже со скругленными углами — ставится на основание, выпиленное из фанеры.
Остается пожелать успеха. В освоении нового увлечения новичкам поможет очень ценная книжка Ю. Жукова и О. Громыко «Водные лыжи» (М., «ФиС», 1977).