Основные данные «Комет-26»
Длина наибольшая/по ватерлинии, м | 7,80/6,75 |
Ширина наибольшая/по ватерлинии, м | 3,07/2,6 |
Высота борта на миделе, м | 1,65 |
Осадка габаритная кормой, м | 1,1 |
Водоизмещение порожнем, т | 2,30 |
Мощность двигателя (дизель), л. с. | 45 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Черты этой стилизации можно заметить и в округлых обводах кормы, напоминающих корму вельботного типа, и в «клинкерной» наружной обшивке. Последнее, впрочем, имеет и важное конструктивное значение: выступающие «кромки поясьев» позволяют придать сравнительно тонкой стеклопластиковой оболочке высокую местную прочность и жесткость, благодаря чему удалось облегчить набор корпуса судна и снизить трудоемкость его изготовления.
Обводы корпуса катера — круглоскулые, переходящие в кормовой части в плоский участок днища с острой скулой. Это необходимо для противодействия ходовому дифференту на корму, возникающему в упомянутом диапазоне относительных скоростей. Важным элементом обводов является глубокая килевая часть в кормовой половине корпуса — там, где на деревянных корпусах делается дейдвуд, т. е. развитый кормовой плавник, набираемый из толстых брусьев. В углублении киля удобно разместился дизель с прямой реверс-редукторной передачей, установленный с минимальным углом наклона к горизонту. Гребной винт большого диаметра обеспечивает высокий упор на малых скоростях, что важно при движении против сильного ветра и волны: несмотря на высокий надводный борт и большую парусность надстройки, это позволяет судну сохранить скорость и управляемость.
Низкое расположение дизеля в корпусе — одна из важных особенностей проекта. Это способствует повышению поперечной остойчивости и позволяет оборудовать комфортабельный кокпит нормальной глубины. Кокпит занимает около 40% длины корпуса в самой широкой его части и является существенной частью жизненного пространства катера: здесь экипаж проводит большую часть светлого времени суток.
Кроме поста управления, в кокпите оборудован камбуз и установлен удобный обеденный уголок со складным столом. Расположение камбуза наверху позволяет избавиться и от устойчивых запахов пищи в небольшом внутреннем помещении судна, и от опасности заполнения кают газом, если плита работает на пропан-бутане; кроме того, это облегчает поддержание на судне чистоты. В кокпите под сиденьем водителя может быть смонтирован небольшой холодильник или провизионный шкаф.
Основной салон — кают-компания — оборудован в хорошо освещенной и вентилируемой носовой каюте, имеющей высоту в свету 1,92 м. В этой каюте размещены U-образный диван и раскладной стол, который можно опустить на один уровень с диваном и получить удобную широкую лежанку для трех человек. Борта в носовой части имеют значительный развал наружу, поэтому за спинками диванов получились просторные полки для книг, телевизора и различных мелочей. За столом могут разместиться все члены экипажа.
Пространство под кокпитом используется для установки в звукоизолированном и хорошо вентилируемом отсеке двигателя и для ночлега. По правому борту под пультом управления катером в конструкции платформы кокпита сделана высадка вверх — над изголовьем двуспальной койки, основная часть которой располагается в «гробу», т. е. сбоку от моторного отсека. В кормовой части катера — у самого транца — выделена крохотная спальная каютка, имеющая, однако, койки нормальной 2-метровой длины. Высота в свету здесь всего 1,4 м, койки же располагаются практически на уровне ватерлинии. Кроме небольшого столика и полочек для индивидуальных вещей, здесь удалось предусмотреть небольшой платяной шкаф глубиной 300 мм.
Слева от моторного отсека расположены аккумуляторный отсек, совмещенный с небольшой кладовой, и сточная цистерна емкостью 70 л. Оборудование подобных цистерн, изготовляемых чаще всего из стеклопластика или эластичного прорезиненного материала на нейлоновой основе и снабжаемых откачивающей помпой диафрагменного типа, в настоящее время обязательно для катеров, эксплуатируемых на большинстве акваторий Запада, как одно из средств профилактики загрязнения водной среды. В цистерну собираются стоки из гальюна, умывальника и камбуза, которые удаляются в специальные сборники, предусмотренные в гаванях спортивных судов.
Запас дизельного топлива (260 л) хранится в стеклопластиковой цистерне, установленной точно на миделе катера. Благодаря этому его посадка на воде остается неизменной независимо от расходования топлива. Питьевая вода хранится в цистерне емкостью 130 л, закрепленной под пайолом носовой каюты. К расходным кранам она подается под давлением, создаваемым в цистерне электрокомпрессором.
Пост управления оборудован в открытой с кормы рубке. Для улучшения обзора водителя при управлении катером в сложных условиях в крыше рубки устроен открывающийся люк. Встав на высадку в платформе, водитель по грудь возвысится над рубкой. В плохую погоду весь кокпит можно закрыть складным матерчатым тентом, высота под ним позволяет передвигаться во весь рост.
Давая общую оценку катеру, можно сказать, что проект «Комет-26» является образцом рационального использования внутренних объемов корпуса и конструкционных преимуществ, которые дает стеклопластик как судостроительный материал. Судоверфь выпускает как полностью оборудованные катера (их стоимость 248 000 норв. крон, из которых 48 700 приходится на дизель), так и полуфабрикаты — отформованные корпуса, конструкции рубки и кокпита, детали внутреннего оборудования и устройств. Будущему владельцу катера предоставляется возможность экономить на стоимости монтажных работ и разнести по времени расходы на приобретение различного оборудования.
Для отделки катера используется древесина тика и современные мягкие отделочные материалы, которыми покрывают борта и пайолы в каютах. Палуба и рубка имеют легкую трехслойную конструкцию, обладающую теплоизолирующими свойствами.