Эта лодочка, легкая по весу, удобная для переноски одним человеком, предназначена для любителей-рыболовов и охотников. Она удобна тем, что в сложенном виде имеет малые габариты. Уложив в рюкзак или закрепив на багажнике велосипеда, «Сигму» можно доставить на любое лесное озеро, недоступное ни для какого вида транспорта (как правило, такие озера богаты рыбой).
Неоспоримыми преимуществами данной лодки являются также простота конструкции и быстрота сборки — разборки — в течение 2—3 мин.
«Сигма» безопасна на воде. Она имеет два отсека; в случае прокола обшивки в одном из них, до берега можно добраться во втором, оставаясь сухим.
Лодочка легка на ходу, удобна для работы веслами. Она рассчитана на одного пассажира, однако может выдержать и двоих, при этом ее надводный борт сохранит высоту около 200 мм.
«Сигма» состоит из бортовин, вырезанных из 8-миллиметровой фанеры, матерчатого днища и поперечных распорок. При установке распорок бортовины изгибаются, образуя некоторое заострение обводов к оконечностям. За счет упругости бортовин натягивается днищевая обшивка. Килевые рамки, упираясь в те же распорки, обеспечивают определенную килеватость днища. При деформации бортовин создается подъем бортовой линии в оконечностях. В собранном виде вся мягкая обшивка растягивается, а борта изгибаются (в пределах упругих деформаций).
Мягкая обшивка днища выполнена из прорезиненной ткани. Кромки обшивки прикреплены к бортовинам при помощи мелких гвоздей и клея 88Н. Обшивка частично переходит на нижнюю кромку бортовин, где ее концы подкреплены приклеенной полосой из той же ткани. В носовой и кормовой частях обшивки в ДП пришиты «карманы» для штевней.
После сборки бортовин с обшивкой получаются два совершенно одинаковых отсека. К носовому отсеку с наружной стороны следует прикрепить миделевую накладку из той же ткани шириной около 90 мм. Она должна прикрыть щель между отсеками, когда они будут соединены между собой. Отсеки скреплены четырьмя шарнирами (на своей лодке я их сделал из 2-миллиметрового легкого сплава).
Килевая рамка изготовлена из сосновой доски толщиной 18 мм. Для соединения на миделе обе ее части снабжены фланцами из фанеры толщиной 8 мм. В средней части поперечных распорок предусмотрены вырезы, в них при сборке входят килевые рамки. К распоркам носовой части прикреплено сиденье — банка, изготовленная из плотной ткани. Распорки фиксируются на своих местах при помощи гнезд, прикрепленных с внутренней стороны бортовин. После посадки в гнезда распорки нужно развернуть на некоторый угол до зацепления верхней грани в зубцах гнезда. Распорки и гнезда лучше делать из твердых пород древесины (ясень, дуб), а гнезда клеить к бортовинам эпоксидным клеем. Этим же клеем рекомендуем промазать промежутки между гнездами и торцы всех распорок. Это придаст им поверхностную твердость и облегчит сборку — разборку лодки за счет уменьшения сил трения.
При разборке сначала вынимаются распорки, начиная со средней в каждом отсеке и кончая распорками у миделя, а затем килевые рамки. После этого лодка складывается по схеме, приведенной на рисунке: заваливаются внутрь оба борта; нос перебрасывается на корму (или наоборот) с «изломом» борта на шарнирах; одни борт перекладывается на другой с «изломом» в диаметральной плоскости. В сложенном состоянии «Сигма» имеет габариты одной бортовины с толщиной пакета около 100 мм. Ее вместе с остальными деталями, включая весла, можно уложить в парусиновый чехол-рюкзак.
Замечу, что массу лодочки можно уменьшить, если для обшивки применить не тяжелую прорезиненную ткань, а более легкую водонепроницаемую.
Многолетняя эксплуатация «Сигмы» на озерах и в низовьях р. Клязьмы показала, что она хорошо преодолевает заросшие травой места и легко подминает под себя даже мелкий кустарник. Благодаря широкой байке (380 мм) ее можно дифферентовать, перемещая гребца к носу или корме. Сиденье подпружинивает снизу мягкая обшивка. Я изготовил съемную спинку; она делает сиденье удобным для рыбака, который часами просиживает в лодке.
«Сигма» обладает достаточной устойчивостью на курсе, что дает возможность использовать только одно весло-гребок. Мною было изготовлено разъемное весло, имеющее в средней части вставку. Это позволяет на переходах использовать весло как байдарочное и при необходимости грести отдельными лопатками.
Позже я снабдил лодку распашными веслами с уключинами, сделанными из толстой прорезиненной многослойной ткани (транспортерной ленты). В нижней части к ленте приклепал металлическую пластину, вырезанную из листа (лучше из легкого сплава) толщиной 2 мм, боковые кромки которой имеют скосы.
Гнездо для уключины изготовлено из трех слоев такого же материала, как и пластина уключины. Все три пластины прикреплены к бортовине четырьмя болтиками.
Уключина своей сужающейся частью вставляется во внутренний вырез гнезда и там плотно расклинивается.
Просверлив отверстие в нижней части, уключину можно прикрепить к борту лодки при помощи штыря.
Благодаря эластичности уключины весло может поворачиваться при гребле в необходимом диапазоне; если же весло выпустить из рук, оно не будет соскакивать в воду.
К достоинствам уключин данной конструкции следует отнести их совершенно бесшумную работу. Благодаря тому, что гнезда уключин не выступают за пределы верхней кромки бортовин и имеют незначительную толщину (5 мм), лодку можно без помех уложить в пакет, не увеличивая его габариты.
Для удобства укладки весел в пакет в их средней части предусмотрено разъемное соединение, выполненное из всасывающей трубы пылесоса. В сложенном виде оно фиксируется подпружиненным штырем.
Автор разработал также конструкцию гребка для плавания лицом вперед по ходу лодки.