Однако необходимо признать, что размерения «Ракеты» малы даже для установки одного паруса. Последователи Д. Вышеславского это учли. Учел это и тренер из Кишинева. В проекте «Синяя птица», осуществленном им в 1978 г., расстояние от рулевого конька до бруса уже соответствует оптимальному, но разнос кормовых коньков еще недостаточен. Видимо, поэтому автор оговаривает вероятность опрокидывания буера.
Предлагаемый вниманию буер Г. Кузнецова — это, по сути дела, усовершенствованный вариант его же конструкции, которая была опубликована в «КЯ» №83. Буера отличаются только установкой бортов и устройством сиденья для рулевого. (Напомним, что буер, построенный в 1979 г., был разборным, максимальный габарит упаковок не превышал 2200 мм, что очень удобно при транспортировке ледовой яхты.) Сам же автор считает, что прототипом его конструкции послужил монотип «DN». Буер имеет площадь паруса всего на 1 м2 меньше, чем «DN», более сложную конструкцию и менее удобен в управлении.
В сентябре прошлого года Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий выдал Г. С. Кузнецову и его соавтору Г. В. Жаннин-Перро свидетельство № 15881 на промышленный образец ледового буера. По нашим сведениям, подобное свидетельство на буер выдано в нашей стране впервые.
В клубе юных моряков-парусников Центральной станции юных техников Молдавской ССР построено уже пять мини-буеров для тренировок мальчишек в возрасте 8—12 лет — два типа «Ракета» и три — типа «Синяя птица». Буер «Ракета» можно эксплуатировать с одним или двумя парусами от швертбота «Оптимист» (см. «КЯ» №81). Однако «Ракета» слишком мала для одновременных тренировок двух буеристов. Поэтому был спроектирован и построен буер-площадка «Синяя птица», на котором могут одновременно находиться двое, а то и трое учеников. Эксплуатация «Ракеты» показала, что установка кормового паруса практически ничего, кроме усложнения управления буером, не дает. По этой причине на новом аппарате была предусмотрена установка лишь одного паруса.
Для тех, кто захочет построить подобные буера, привожу основные чертежи корпуса. Чертежи металлических деталей, опубликованные при описании «Ракеты», вполне подходят для «Синей птицы». Изменена только длина коньков: у «Синей птицы» она составляет 300 мм.
Буер можно строить из сосны и фанеры, соединяя детали на водостойком клею с запрессовкой шурупами.
Корпус собирают в такой последовательности:
- на кницах 12 и переборке 10 закрепляют бруски 8;
- кницы 12, скрепленные между собой бруском 3, соединяют с переборкой 10;
- к носовому блоку приклеивают носовую и кормовую части днища;
- носовую оконечность бруска 3 обрезают и к этому месту закрепляют борта 5;
- кормовые концы бортов стягивают веревкой и борта выгибают распорками по форме днища;
- обрабатывают борта;
- устанавливают пяртнерс;
- корпус зашкуривают, шпаклюют и окрашивают.
На готовый корпус устанавливают металлические детали, поперечный брус и рулевое управление.
При настройке парусного вооружения подвижный степс позволяет изменять наклон мачты, что существенно меняет центровку буера. Немаловажное значение имеет заточка коньков и их параллельность.
При хорошем состоянии льда и среднем ветре при нагрузке в пределах 120—150 кг буера могут использовать и взрослые — для активного отдыха, поездки на рыбную ловлю, охоту.
При сильном ветре буер может опрокинуться, поэтому необходимо следить, чтобы гика-шкот был чистым (не запутан), свободно ходил в блоках.
Во избежание ушибов о лед рулевой и пассажиры должны быть одеты в теплую, не стесняющую движений одежду; перчатки или рукавицы обязательны.