Особенностью тузика является применение достаточно совершенного парусного вооружения.
Основные данные тузика «Кузя-83»
Длина наибольшая/габаритная, м | 2,80/2,88 |
Ширина наибольшая, габаритная, м | 1,34/1,37 |
Высота борта на миделе, м | 0,44 |
Осадка в полном грузу без шверта/со швертом, м | 0,17/0,79 |
Масса корпуса, кг | не более 50 |
Масса съемных деталей (весла, руль, парусное вооружение), кг | не более 15 |
Полезная грузоподъемность, кг | 200 |
Площадь парусности, м2 | 4,5 |
Разработку парусной универсальной лодки минимальных размерений я начал в 60-е годы с постройки первого «Кузи» (см. «КЯ» №13).
При плавании по рекам и озерам системы Вуоксы и Ладожским шхерам он показал себя удобным и мореходным швертботом. В 1980 г. был построен второй вариант — «Кузя-80», приспособленный для перевозки в багажном вагоне пассажирского поезда. Корпус лодки имел разборную конструкцию; в упакованном виде (одно багажное место) его размеры 1,95X1,40X0,50 м, вес около 80 кг. На этой лодке мы ходили в походы по Вуоксе. В 1981 г. на «Кузе-80» мы с женой участвовали в соревнованиях по парусному туризму на Кавголовском озере и заняли 5-е место (из 18) в классе лодок с парусностью до 4,5 м2. На лавировке в свежий ветер наш швертбот успешно конкурировал со значительно более длинными и узкими парусными байдарками.
Разрабатывая чертежи очередной модели, я постарался исправить недостатки, выявленные при эксплуатации предыдущих лодок.
Обводы корпуса лодки разработаны с учетом получения наибольшего объемного водоизмещения при достаточных мореходных качествах (лодка уверенно ходит при ветре до 12 м/с и волне высотой до 1 м). Благодаря плоскому днищу ее удобно вытаскивать на берег и грузить на багажник автомобиля. Корпус образован развертывающимися на плоскость поверхностями, что позволяет обшить его фанерой.
Аварийная плавучесть лодки обеспечивается двумя полиэтиленовыми «бревнами», закрепленными под продольными банками. Возможно применение пенопластовых блоков, но они утяжелят лодку.
Предлагаемое швертовое устройство с рычажным приводом поворотного шверта, размещенного в герметическом колодце, наиболее удобно при плавании в незнакомых местах. Закрытый колодец удобен тем, что сиденье для гребца при ходе на волнении остается сухим, а также ликвидируется подсос воздуха к шверту при движении с большой скоростью.
При ходе на веслах, руль можно перевешивать на правый борт, при этом румпель оказывается под правой рукой у сидящего в ДП рулевого.
Парусное вооружение обеспечивает безопасное плавание с достаточной скоростью при ветре до трех баллов. Консольная мачта, вращающаяся в степсе и пяртнерсе, снабжена устройством для наматывания паруса на мачту. При необходимости уменьшить площадь или вообще убрать парус достаточно выбрать нирал, чтобы закрутить парус вокруг мачты. В походе хранить парус намотанным на мачту значительно удобнее, чем убирать и ставить при каждой стоянке, да и парус меньше пачкается и лучше сохраняется.
Технология постройки «Кузи» ничем не отличается от многократно описанной в «КиЯ». Залог успеха — тщательная, аккуратная работа. Постройка корпуса начинается, как обычно, с изготовления стапеля и разбивки плаза для сборки двух лекал и транцев. Лекала из корпуса рекомендуется вынимать только после монтажа набора и настила палубы, во избежание деформации корпуса. Весь крепеж должен быть некоррозирующим, лучше латунным. Сборку следует вести на эпоксидном клею. Готовый корпус рекомендуется оклеить одним слоем стеклосетки (толщина 0,25 мм) на эпоксидном связующем, а затем установить буртики и днищевые полозья. В любом случае палубу лучше оклеить стеклотканью. Внутри корпус следует тщательно промазать горячей олифой и затем отлакировать лаком ПФ-231. Снаружи на буртики и полозья следует обязательно установить оковки. Такая защита гарантирует длительный срок службы лодки при минимальных затратах времени на ремонт.
Парус лучше всего сшить из специальной лавсановой парусной ткани «Яхта». Его размеры приведены на чертеже общего вида лодки. На задней шкаторине предусмотрен отрицательный серп со стрелкой 40— 50 мм. По передней шкаторине серп положительный с максимумом 40 мм на 1/3 высоты от гика. Нижняя шкаторина прямая. Если парус правильно сшит, то он становится совершенно плоским, если набить грота-шкот и оттяжку гика и изогнуть мачту назад при помощи гика-шкота.
Мачту проще всего сделать из дюралевых трубок. При использовании сплава Д16Т или ВТ1-0 подойдут трубки сечением 50X3,0; 52X2,5; 55X2,0; 58X2,0; 60X2,0. Ясно, что лучше применять трубки с меньшим сечением — мачта получится легче. При использовании менее прочных сплавов диаметр и толщину стенки необходимо будет увеличить.
Мачту рекомендуется делать составной со стыком на половине высоты. При этом следует принять меры, чтобы части мачты не могли прокручиваться относительно друг друга, иначе не будет работать «закрутка» паруса.
Можно изготовить мачту из дерева. При этом ее диаметр в пяртнерсе должен быть 60 мм, у топа — 40 мм. Такая мачта, даже сплошная, оказывается лишь немногим тяжелее самых легких мачт из металлических трубок. Если же деревянную мачту изготовить пустотелой, то она будет легче любой металлической.
Для бегучего такелажа лучше использовать плетеный капроновый шнур диаметром 6 мм. Длина свободных концов стропки грота-шкота должна быть достаточной, чтобы закрепить ими закрученный на мачте парус. Детали вооружения следует изготовить из капролона, легкого сплава или латуни.
Возможно, что конструкция некоторых деталей и узлов швертбота покажется читателям слишком сложной или трудоемкой. В этом случае их можно упростить, руководствуясь собственным опытом и возможностями, Например, можно применить открытый швертовый колодец со швертом из легкого сплава (δ=4) и шверт-талями; использовать обычные уключины, закрепленные на веслах; отказаться от закрутки паруса вокруг мачты и соответственно сложной проводки грота-шкота. На ходовые качества лодки все это влияние не окажет, только несколько возрастет вес.
В зависимости от условий использования лодки, по желанию строителей могут быть изготовлены различные дополнительные устройства: тележка для перевозки, тент-палатка и т. п. При перевозке лодки на верхнем багажнике легкового автомобиля обязательно следует сшить чехол, предохраняющий от накопления в лодке дождевой воды. Если корпус получился тяжелее 50 кг, мечту и гик следует изготовить разборными с длиной каждой чести около двух метров и перевозить вместе с веслами в салоне автомобиля. Для этих деталей удобно сшить специальный чехол. Руль, парус и др. детали можно погрузить в задний багажник.