Катер построен под надзором и в соответствии с правилами Речного Регистра РСФСР для судов класса «Р».
Сравнительные основные данные двух моделей катера
«ЛМ4-87МК» | «ЛМ4-87М» | |
Длина наибольшая, м | 6,96 | 7,1 |
Ширина наибольшая, м | 2,07 | 2,14 |
Высота борта на миделе, м | 0,95 | 0,96 |
Водоизмещение полное, т | 2,15 | 1,75 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,32 | 0,29 |
Максимальная скорость хода при полном водоизмещении, км/ч | 40,5 | 37,0 |
Запас топлива, л | 160 | 140 |
Количество мест для: | ||
команды | 1 | 1 |
пассажиров | 5 | 5 |
Номинальная мощность двигателя, кВт/л. с. | 66/90 | 45/62 |
При модернизации наклон форштевня был увеличен, а высокий надводный борт разбит на две части привальным брусом. В результате форма корпуса стала более законченной, а силуэт — динамичным. Благодаря увеличенному наклону передних стекол рубка стала более обтекаемой и лучше гармонирует с линиями корпуса.
Планировка осталась неизменной. Катер имеет запалубленную носовую часть, каюту, открытый кокпит и моторный отсек в корме. Форпик, каюта, кокпит и моторный отсек разделены между собой фанерными переборками.
Форпик используется для хранения шкиперского инвентаря. При полностью затопленном форпике катер остается на плаву.
В каюте размещены откидной столик, диван и кресло, из которых можно получить четыре спальных места. Дверь в каюту двустворчатая. Естественная приточная вентиляция каюты производится через козырьки и воздухораспределители. Удаление воздуха из каюты — через решетки, встроенные в дверь.
В кокпите находится пост управления; установлены кормовой диван и два складных кресла (левое — водительское). В районе 8—9 шп. по бортам поставлены две топливные цистерны.
В моторном отсеке размещены судовой бензиновый двигатель «МВЧСПУ 100-1» со встроенной реверсивно-редукторной и угловой передачами и агрегатами, трубопроводами и системами, аккумуляторная батарея, пожарное покрывало, электрозвуковой сигнал, ручной осушительный насос. Вентиляция отсека осуществляется естественным путем через бортовые вентиляционные решетки. В кормовой части палубы имеется одностворчатый люк.
Двигатель при номинальной мощности 90 л. с. развивает 2800 об/мин, при кратковременной (не более 1 ч) максимальной мощности 100 л. с. обороты возрастают до 2900 об/мин. Расход топлива при - номинальной мощности составляет 240 г/л. с. ч. Система охлаждения двигателя — двухконтурная с замкнутым внутренним контуром и внешним, в котором циркулирует забортная вода. Через встроенные змеевики реверс-редуктор и угловая передача охлаждаются забортной водой.
Выходной вал двигателя соединяется с угловой передачей через карданный вал. Упор гребного винта воспринимается подшипниками угловой передачи. Латунный трехлопастной гребной винт имеет диаметр 0,4 м и шаг 0,48 м.
На крыше рубки, стойках ветрового козырька и откидной мачте установлены топовый и бортовые сигнально-отличительные огни, а также отмашки; на транце — кормовой огонь. Для безопасного передвижения экипажа из кокпита на носовую палубу на крыше каюты предусмотрены поручни.
Якорное устройство составляют якорь Матросова массой 5 кг и якорный канат длиной 40 м. На палубе установлены четыре утки для швартовки и буксировки катера, а также рымы для спуска и подъема катера.
Управление катером осуществляется при помощи рулевого устройства, которое состоит из рулевой машинки со штурвалом, штуртросовой проводки и руля. Максимальный угол перекладки руля ±35° на каждый борт. В случае аварии управлять рулем можно при помощи аварийного румпеля, который хранится по-походному под сиденьем в кокпите по левому борту. Перед водителем расположены рукоятки управления реверсом и оборотами двигателя.
Катер снабжен спасательным кругом, закрепленным на крышке люка моторного отсека, и шестью спасательными жилетами, хранящимися в рундуке каюты.
Для ликвидации возникшего пожара на катере имеются два огнетушителя ОУБ-3, пожарное покрывало, парусиновое ведро. Обводы катера выбраны плоско-килеватыми с отгибом скулы. Шпации между 0—1 шп. — 300 мм; 1—12 шп. — 500 мм; 12—13 шп. — 540 мм. Корпус сконструирован со смешанной системой набора. Наружная обшивка изготовлена из фанеры ФБС и БС-1 толщиной 5 и 7 мм. Продольные и поперечные связи сделаны из брусков отборного и первого сортов сосны. Форштевень, киль и скуловой стрингер набраны из сосновых досок. Наружный привальный брус выполнен из ясеня с оковкой полосой из легкого сплава.
Фундаментом под главный двигатель служат днищевые стрингера и опорные площадки из легкого сплава. Части корпуса между собой соединены шурупами, болтами, гвоздями и при помощи клея ВИАМ-БЗ.
Опытный образец катера прошел в конце 1978 г. всесторонние заводские и государственные испытания и по их результатам был рекомендован к серийной постройке. На мореходных испытаниях при волнении около 3 баллов (высота волны 1,2 м) катер показал удовлетворительные мореходные качества.
Скорость хода с полной нагрузкой (6 чел.) на тихой воде составила 40 км/ч. Катер устойчив на курсе. Не снижая скорости, может входить в циркуляцию. Угол крена при этом не превышает 8°.
Остойчивость катера удовлетворяет требованиям «Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания для пассажирских судов класса «Р». Начальная поперечная метацентрическая высота, полученная по результатам кренования, составляет для полного водоизмещения 0,75 м.
В 1981 и 1982 гг. один из серийных катеров участвовал в ежегодных традиционных соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты». Оба раза его экипаж занял общее второе место, а в одной из гонок — первое, продемонстрировав высокий результат 49,76 км/ч.
Первые партии серийных катеров выпущены Свирской судоверфью в 1980 г. Новые катера начали свою службу на реках, озерах и водохранилищах страны.