Основные данные катамарана
Длина максимальная, м | 4,9 |
Ширина максимальная, м | 2,35 |
Длина и ширина моста, м | 3,4X1,8 |
Вертикальный клиренс, м | 0,27 |
Диаметр баллонов, м | 0,5 |
Осадка (без шверта), м | 0,18 |
Высота мачты, м | 6,1 |
Площадь парусности, м2 | 13 |
Наибольшая длина одной детали, м | 1,7 |
Вес, кг | 100 |
Объем поплавка, м3 | 0,65 |
Поперечные балки делят мост на четыре площадки. Носовая затянута сеткой из капронового шнура диаметром 3 мм с ячейкой 30X30 мм. Это удобно при работе со стакселем, штагами, якорным и швартовными тросами. По всей остальной площади моста настилом служит брезент.
Площадка 1,8X0,8 м, расположенная между первой и подмачтовой фермами, предназначена для багажа.
Команда располагается между подмачтовой и средней фермами на надувных матрацах (поперек катамарана) или на сиденьях из кусков пенопласта. Место рулевого находится между средней и кормовой фермами. Здесь сосредоточено все управление катамараном: румпель, шкоты грота и стакселя, оттяжки шверта и руля. Сиденье рулевого опирается на верхний край продольной балки.
Шверт закреплен на подмачтовой ферме оттяжками из оцинкованного троса диаметром 4 мм. На шверте трос крепится на уголках, расположенных с обеих сторон шверта и стянутых болтами. Точки крепления оттяжек на ферме выбраны по отношению к оси вращения шверта так, чтобы создавалось усилие, фиксирующее шверт в крайних положениях. Ось вращения шверта закреплена в кронштейнах, установленных снизу фермы. В поднятом положении шверт упирается в настил кокпита, его нижняя кромка не выступает за корпуса.
Осью баллерной коробки рулевого устройства служит трубка из нержавеющей стали, которая закреплена на кормовой ферме. Нижний конец трубки выступает на 180 мм ниже уровня настила кокпита и растянут тросами. Ось вращения пера руля расположена так, что при подъеме оно поворачивается почти на 180°. Фиксация пера в крайних положениях осуществляется оттяжками.
Перо руля и шверт сделаны профилированными из деревянных планок и пенопласта ПХВ-1. Снаружи эти детали оклеены в два слоя стеклотканью на эпоксидной смоле.
Для обеспечения живучести катамарана при разгерметизации корпусов было решено не вклеивать поперечные перегородку а изготовить еще один комплект равноценных баллонов и вкладывать в чехол каждого корпуса по два баллона. Резервный баллон в спущенном состоянии укладывается поверх основного баллона. При необходимости насос можно переключить на резервный баллон и накачивать его на ходу.
Для изготовления баллонов была применена двухслойная прорезиненная ткань от палаток списанных спасательных плотов. Чехлы сшиты из обивочного лавсана с плотностью приблизительно 250 г/м2. Концы чехлов стянуты шнуровкой.
Парусное вооружение мы проектировали с расчетом использовать паруса старого швертбота класса «470». Это определило размеры рангоута и его конструкцию. Полая мачта, имеющая каплевидное сечение, изготовлена из листов сплава АМг толщиной 2 мм, ликпаз — из трубки 24X2. Мачта состоит из четырех частей, которые соединяются на болтах. Шарнирная опора на подмачтовой ферме позволяет мачте поворачиваться вокруг своей оси. Гюс собирается из двух частей, соединяемых на внутренней вставке. Вертлюг гика закреплен на хомуте, который можно передвигать по мачте и тем самым регулировать положение гика по высоте. На хомуте закреплен также рычаг поворота мачты при смене галсов.
Кроме основного такелажа — штага и вант — на катамаране установлены два дополнительных штага, идущих к носовым оконечностям продольных балок. Они ограничивают подвижность продольных балок на волне и уменьшают скручивание поперечных ферм.
Испытания катамарана мы проводили на Азовском море. По сравнению со швертботом «Мева», катамаран при большей грузоподъемности имел более высокие остойчивость и комфортабельность. Экипаж мог передвигаться по всему мосту без малейшего риска опрокидывания. Скорость катамарана оказалась выше на всех курсах относительно ветра4 а угол лавировки — меньше.