В настоящее время за рубежом каноэ производятся крупными сериями — десятками тысяч в год, причем их производство, бывшее до недавнего времени исключительно американским и канадским, широко распространяется в европейских странах: ФРГ, Швеции, Финляндии, Франции и др.
Учитывая общую тенденцию мирового рынка прогулочных гребных судов, а также потребность отечественного рынка в гребной лодке универсального назначения, ЦКБ «Нептун» в 1980 г. приступило к работам по созданию опытного образца каноэ «Таймыр» (проект ЛК 129) с корпусом из стеклопластика. Опытный образец был изготовлен в феврале 1981 г. Госкомитетом СССР по делам открытий и изобретений выдано Свидетельство № 13500 с приоритетом от 06.05.81 г.
Основные данные каноэ
Длина габаритная, м | 4,55 |
Длина наибольшая, м | 4,50 |
Ширина габаритная, м | 1,02 |
Ширина наибольшая, м | 1,06 |
Высота борта на миделе, м | 0,33 |
Высота корпуса габаритная в оконечностях, м | 0,57 |
Масса со снабжением, кг | 47 |
«Таймыр» успешно выдержал предварительные испытания и испытания межведомственной комиссией: каноэ не только было принято к серийному производству, но и рекомендовано к аттестации на высшую категорию качества. Образец был доставлен на багажнике автомобиля «Жигули» из Москвы сначала в г. Пярну (на Всесоюзные соревнования на приз «Катеров и яхт»), а затем в г. Ленинград. Общий пробег автомобиля с лодкой составил около 1500 км.
Для повышения безопасности плавания людей, не имеющих опыта эксплуатации подобных лодок, ширина «Таймыра» — 1,0 м — принята несколько большей по сравнению с зарубежными аналогами (0,8—0,9 м). Это несколько снизило ходкость лодки, но в последние годы и среди зарубежных образцов все чаще стали появляться каноэ увеличенной до 1,0—1,12 м ширины. Такие каноэ рекламируются как наиболее безопасные и предназначены для использования рыбаками и охотниками, а также для семейных туристских плаваний.
Длина каноэ ограничена 4,5 м, учитывая условия перевозки лодки на верхнем багажнике легкового автомобиля. Такая длина позволяет свободно разместиться в лодке трем человекам.
Грузоподъемность каноэ составляет 250 кг, включая вес трех человек и багажа (25 кг).
В этой лодке гребцы размещаются лицом вперед на кормовой и носовой банках, отформованных как одно целое с палубой. Для третьего пассажира предусмотрена съемная банка. Посадка гребцов на каноэ «Таймыр» выполнена более глубокой по сравнению с зарубежными каноэ для повышения остойчивости лодки. Для этой же цели на «Таймыре» расположена ниже, чем на каноэ зарубежной постройки, и съемная банка.
Каноэ оборудовано двумя стандартными веслами-гребками с поперечными рукоятками на концах, черпаком и двумя ручками-петлями (в носу и в корме) из капронового шнура. В будущем мы предполагаем в комплект оборудования включить простое приспособление для быстрого переоборудования каноэ в легкую гребную лодку с распашными веслами. Вместе с лодкой поставляется комплект простых деталей, при помощи которых каноэ легко закрепить на верхнем багажнике автомобиля.
Материал корпуса и палубы — стеклопластик на основе смолы ПН-609-21 М. Корпус лодки склеивается из этих двух частей по фланцам. Такая технология позволяет изготовлять не только одноцветные, но и разноцветные каноэ с различными сочетаниями цветов основного корпуса и палубы.
По днищу в ДП выполнен гофр для увеличения прочности и жесткости. Для этой же цели сделаны постепенное наращивание толщины обшивки днища от оконечностей к миделю и два продольных ребра жесткости, которые образуются при оклеивании сосновой рейки. Килевой гофр усилен дополнительными слоями стеклоткани. Максимальная толщина обшивки днища в районе миделя составляет 4,5 мм. Вес лодки получился несколько больше, чем у зарубежных моделей такого класса, но, по нашему мнению, надежность и долговечность лодки вполне окупают это.
Под палубой по бортам лодки расположены блоки плавучести из полистирола марки ПСВ-С, которые со стороны кокпита закрыты развитым комингсом. Жесткость банок обеспечивают фланцы, ребра жесткости и дополнительные слои стеклоткани. Палуба усилена в районе установки ручек-петель и расположения захватов при закреплении каноэ на багажнике автомобиля.
При изготовлении опытных образцов особое внимание уделялось внешнему виду каноэ. В конце 1980 г. на конкурсе Центрального правления НТО имени акад. А. Н. Крылова проект каноэ «Таймыр» был награжден Почетной грамотой «За проектирование малотоннажных экологически чистых судов, предназначенных для массового производства». В том же году каноэ «Таймыр», впервые демонстрировавшееся на Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз журнала «Катера и яхты», получило Диплом I степени за оригинальную конструкцию и высокое качество исполнения. В 1982 г. проект «Таймыра» был также отмечен на конкурсе Московского областного правления НТО имени акад. А. Н. Крылова Почетной грамотой.
В сезонах 1981—1982 гг. четыре опытных образца каноэ проходили эксплуатационную проверку у различных владельцев. Испытания показали, что эта лодка удобна для отдыха (в том числе семейного) и путешествий. Плавание на каноэ доступно даже детям. Запас плавучести каноэ «Таймыр» удовлетворяет требованиям ГОСТ 19105—79 и составляет не менее 30 кг; аварийная остойчивость затопленного каноэ обеспечивается при приложении к борту груза не менее 12,5 кг. Каноэ можно переносить вдвоем.
На каноэ «Таймыр» (ТУ 5.16-430—82) утверждена, розничная цена 290 руб. Установочная серия лодок изготовлена судостроительным заводом «Пелла» в конце i982 г. В настоящее время завод совместно с ЦКБ «Нептун» завершает подготовку к серийному выпуску. На состоявшейся весной этого года оптовой ярмарке торговая сеть закупила практически всю годовую программу завода.