Основные данные
Длина наибольшая, м | 4,88 |
Длина по КВЛ, м | 4,26 |
Ширина наибольшая, м | 2,31 |
Ширина по КВЛ, м | 1,6 |
Высота борта на миделе, м | 1,0 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0# 28/1,21 |
Водоизмещение порожнем, кг | 746 |
Площадь парусности (грот и генуя), м2 | 14,22 |
Корпус «Тью-16» (в переводе с английского «тью» — птичка с красивым голосом, обитающая в Новой Зеландии, на родине строителя яхточки) имеет необычно большйе ширину и высоту борта (поэтому кажется крупнее, чем она есть). Это позволило получить нужный объем каюты без громоздкой рубки. Длина корпуса всего лишь вдвое превышает его ширину, однако чтобы достичь хороших ходовых качеств, ватерлинию сделали на 0,7 м уже.
Легкая яхточка наверняка обладала бы валкостью (особенно, когда на ее палубе один-два человека), если бы конструкторы не снабдили ее швертом весом 36 кг, изготовленным из стального листа, и внутренним балластом. Два блока балласта общей массой 182 кг размещены под мачтой по обе стороны от швертового колодца. Благодаря этому по бортовой опалубке можно пройтись, не опасаясь чрезмерного крена. На ходу под парусами яхта получает начальный крен, но палуба начинает входить в воду только при сильном ветре. В этом случае экипажу приходится откренивать судно, на палубе с наветренного борта.
Для удобства комингсы кокпита сделаны невысокими и с уклоном в сторону бортов. Многие владельцы «Тью-16» снимают леерное ограждение в районе кокпита с тем, чтобы можно было дальше за борт вынести центр тяжести и более эффективно откренивать судно.
Швертовый колодец занимает много места в каюте, однако это неудобство окупается эксплуатационными достоинствами — высокой проходимостью яхточки, простотой ее погрузки на трейлер и спуска на воду. Перо руля выполнено поднимающимся вверх. Оно скользит в направляющих баллера — рамы из легкого сплава, навешенной к транцу на петлях. В пере руля сделана продольная щель, в которой располагается болт с гайкой-барашком. Чтобы зафиксировать руль в поднятом положении на любой высоте, достаточно завернуть эту гайку.
Корпус яхты изготовлен из стеклопластика, причем для экономии массы использовали обшивку, имеющую разную толщину — постепенно уменьшающуюся от днища к бортам. Палуба — трехслойной конструкции с заполнителем из легкой древесины (бальзы). Секция палубы, которая отформована как одно целое с кокпитом и рубкой, соединяется с основным корпусом на болтах и клею. Третья конструктивная секция, формуемая целиком, образует настил коек, выгородки камбуза, переборки отсеков плавучести и рундуков. Когда эта секция вклеена в корпус, он получает нужную жесткость и прочность.
Для защиты наиболее изнашиваемого участка днища близ киля снаружи по декоративному слою наклеены дополнительные слои стеклоткани с промежуточными слоями окрашенной смолы. Поэтому после многократных посадок на мель и затаскивания лодки на трейлер ее днищу длительное время не требуется ремонт и подкраска.
Койки разделены между собой камбузом. По правому борту установлена раковина, под которой расположена эластичная емкость для 55 л питьевой воды, по левому — газовый примус на одну горелку. К верхней кромке швертового колодца присоединены на петлях откидные крышки стола. Запасы и снаряжение хранятся в рундуках под койками, паруса — под кокпитом. Переносный «химический» туалет установлен на направляющих, по которым он задвигается под кокпит.
В отделке каюты наряду с недорогими синтетическими материалами использовано лакированное дерево, что при умеренной стоимости яхты позволяет придать уют и теплоту интерьеру.
Парусное вооружение — типа шлюп 3/4 с ахтерштагом, натягиваемым талями для регулировки изгиба мачты в ее верхней части. Крепление вант к корпусу предусмотрено таким образом, что их не надо отдавать при заваливании мачты на корму, а затем вновь регулировать натяжение после ее установки. Нужное натяжение стоячего такелажа обеспечивается талрепом, предусмотренным на стаксель-штаге. Используя специальный складной рычаг, один человек без особых усилий может завалить или поставить мачту.
В комплект парусов входят грот (площадью 7,25 м2), рабочий стаксель (5,95 м2) и штормовой стаксель (1,53 м2). По специальному заказу яхта снабжается спинакером, под которым в трехбалльный ветер «Тью-16» может выходить на режим серфинга — глиссирования на гребне попутной волны. При ветре 4 балла на гроте берется риф, а генуя заменяется рабочим стакселем; при этом яхточка сохраняет устойчивость на курсе и легко управляется.
Фалы парусов и регулирующих снастей проведены в кокпит, что позволяет управлять яхтой одному человеку. Для того чтобы уменьшить цену судна, фирма устанавливает шкотовые лебедки, снабжает яхту якорем, якорным канатом и кранцами только по специальному заказу.
Важная деталь: якорно-швартовная утка установлена в специальной нише, отформованной в секции палубы. Благодаря этому исключается запутывание за нее шкотов передних парусов. Палуба имеет нескользящее покрытие.
На транце предусмотрен кронштейн для подвесного мотора мощностью 3,5 л. с.
Управление «Тью-16» — специфичное для небольших швертботов, а мореходные качества ограничены остойчивостью яхточки и ее малыми размерами. Это неплохой крейсер для непродолжительных плаваний вдоль побережья с надежными убежищами от штормов, по озерам и мелководным заливам. На случай опрокидывания лодки предусмотрен запас аварийной плавучести в виде отсеков под койками. Благодаря большой ширине и солидному надводному объему яхта, положенная парусами на воду, не должна заливаться водой через узкий входной люк. Исключается также заливание через швертовый колодец закрытого типа.
Для удобства покупателей фирма выпускает яхту в нескольких вариантах готовности. Самый дешевый из них стоимостью 2200 фунтов стерлингов представляет собой корпус в сборе плюс комплект дельных вещей и оборудования, которые владелец должен смонтировать сам, так же как сшить или приобрести паруса. Яхта, готовая к спуску, стоит уже дороже — 3000 ф. ст. За дополнительную плату для перевозки «Тью-16» за автомобилем поставляется трейлер и подвесной мотор «Меркюри».