Основные данные катера «Мираж»
Длина наибольшая, м | 6,7 |
Ширина наибольшая, м | 2,3 |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,95 |
в корме | 0,90 |
Ширина по скуле на миделе, | м 1,76 |
В местах корпуса, которые испытывают наибольшее напряжение во время эксплуатации, использовал угольники и Т-образный профиль из сплава Д16, установив их на болтах М6. В носовой части, до третьего шпангоута, привальный и скуловой брусья предварительно вырезал из 10-миллиметровой фанеры. На нее наклеил бруски и обработал по контуру, заданному лекальной формой брусьев, а затем склеил на ус с кормовыми частями привального и скулового брусьев.
Форштевень также вырезал из 10-миллиметровой фанеры, склеил из двух полос, к боковым сторонам наклеил бруски 70X25, а затем все окончательно обработал.
Вдоль корпуса до десятого шпангоута проходят два высоких стрингера, обшитых с внутренней стороны 5-миллнмстровой фанерой. Начиная с восьмого шпангоута, они переходят в фундамент под двигатель и реверс-редуктор. Эти стрингера обеспечивают продольную жесткость корпуса, а кроме того, образуют продольные стенки диванов-рундуков, отсеков для размещения 50-литровых бензобаков и аккумуляторных батарей.
Шпангоуты катера имеют лекальные очертания, поэтому до третьего шпангоута с носа я вставил на клею с припуском пенопласт, наружную поверхность которого обработал специальным рубанком (его форма напоминает пресс-папье) и теркой, сделанной из куска белой жести.
Весь набор катера — сосновый, кницы сделаны из 4-миллиметровой водостойкой фанеры. Обшивка из 5-миллиметровой авиафанеры состыкована на планках — обрезках обшивки — с использованием винтов М4 и установлена только от третьего шпангоута в корму. К шпангоутам обшивка прикреплена шурупами, а к стрингерам — винтами М4.
Готовый корпус я перевернул, в привальные брусья врезал бимсы, установил палубу и планширь, а затем на палубу, уже оклеенную одним слоем стеклоткани, в носу сверху поставил декоративные рейки из лиственницы сечением 5X35 мм.
Пространство под планширем и между шпангоутами заполнил пенопластом — создал блоки плавучести.
Надстройку делал без чертежа, по готовому корпусу. Фальшборт, переходящий в боковые стенки рубки и грани ветрового стекла, образовал глубокий кокпит общей площадью около 4 м2. В непогоду кокпит можно закрыть тентом. В нем могут расположиться на ночлег четыре человека.
Каюта получилась довольно просторная: размеры в плане — 2,1X1,85 м; высота в свету — 1,45 м. На ночлег в ней можно разместить четыре человека: если между диванами вставить мягкие подушки, получится довольно просторная койка.
С меньшими удобствами можно устроить и шесть человек. Есть в каюте и обеденный столик. Он выдвигается из-под носовой палубы между третьим и четвертым шпангоутами. Шкаф для одежды выгорожен но правому борту, его дверца находится в переборке каюты. Каюта отделана красным деревом и кожезаменителем.
От форштевня до второго шпангоута находится форпик, туда можно убирать якорный трос и носовой якорь.
Первые две навигации я эксплуатировал катер с двигателем «ГАЗ-21», но так как его мощности оказалось недостаточно, заменил его двигателем от автомобиля «ГАЗ-53». Моторный отсек отделен от кокпита глухой переборкой и имеет площадь около 3 м2. Это позволяет обслуживать двигатель с обоих бортов и использовать пространство со стороны транца для ручного запуска при неисправной аккумуляторной батарее.
На двигателе сохранены штатные опорные кронштейны Под резиновые амортизаторы сделаны специальные площадки, которые закреплены к фундаменту болтами М10. Кожух маховика опирается на амортизаторы. На двигателе, в месте крепления коробки передач, оставлена только ее передняя стенка с подшипником, втулкой выжимного подшипника и первичным валиком. Шестерня на валике срезана и вместо нее сделан фланец для соединения с карданным валом изменяющейся длины от автомобиля «ГАЗ-21». Первичный валик шлицами входит в муфту фрикционного диска сцепления, которую я использовал от автомобиля «ГАЗ-51», жестко закрепленную на маховике двигателя. Она установлена на болтах, которыми маховик прикреплен к коленчатому валу. Чтобы хватило длины штатных болтов, маховик пришлось проточить в месте крепления на глубину 3 мм.
Реверс-редуктор УРРП-25 установлен под пайолом кокпита и соединен с двигателем карданным валом. Поэтому пайол поднят над основной линией на 380 мм. Привод включения редуктора выведен к креслу водителя.
Система охлаждения двигателя — двухконтурная, причем вода внутреннего контура охлаждается — в спаренных водо-масляных холодильниках, которые я использовал от катера проекта «370М». В жаркую погоду эта система не обеспечивает нормальную температуру двигателя (летом в Астрахани температура забортной воды доходит до 27°), приходится переходить на открытую систему охлаждения Рубашка для охлаждения выхлопных коллекторов изготовлена из 2-миллиметровой нержавеющей стали.
Винто-рулевой комплекс выполнен из нержавеющей стали и отполирован. Втулка однолапого кронштейна гребного вала имеет минимально возможный диаметр, в нее вклеена на клею 88 НП резина (обычно использую резиновые коврики толщиной 4—5 мм) с пазами для смазки водой. С гребным винтом диаметром 365 мм и шагом 538 мм катер развивает скорость 50—55 км/ч.
При нагрузке два человека двигатель развивает максимальную частоту вращения 2900—3000 об/мин, а при полной (пять человек и полный запас топлива) частота снижается до 2000—2500 об/мин.
В будущем хочу поставить на скулу металлические брызгоотбойники. Надеюсь, что боле» тщательный подбор винта немного снизит расход топлива.
Изображенный на фотографиях «Мираж» немного отличается по архитектуре от существующего сейчас: за счет моторного отсека я удлинил кокпит на 350 мм и сделал в этом месте кормовой диван.