Прочитал статью Г. В. Фетисова «Трейлер необходим» (сборник №86), ознакомился с анкетой «Нужен ли Вам трейлер» (сборник №89) и беру на себя смелость утверждать — да, трейлер нужен!
Для организации промышленного выпуска трейлеров требуется, как правило, много времени, а автомобилисты-лодочники уже сейчас хотят иметь простые и недорогие трейлеры-прицепы, открывающие им еще более широкие возможности отдыха на воде.
Как автомобилист и большой любитель водного туризма хочу поделиться своим опытом изготовления универсального трейлера-прицепа, который я сделал для своей мотолодки «Марс-М» (сборник №87).
В конструкции предлагаемого трейлера использован комплект серийных колес с рессорами от мотолодки «Прогресс», которые поступают в торговую сеть. Фиксированное положение колес, как задумано в проекте лодки, осложняет центровку «Прогресса» (с подвесным мотором или без него, багажом и т. д.), в результате чего трудно быстро обеспечить нужное давление на сцепной шар тягово-сцепного устройства легкового автомобиля. Это устройство продается в розничной торговле для каждого типа легкового автомобиля. Стоимость его около 25 руб. (для «Жигулей»).
Следует отметить, что дышло от «Прогресса», на конце которого имеется кольцо, не соответствует требованиям ГАИ, предъявляемым к прицепам для легковых автомобилей.
Рама прицепа собирается из стальных труб наружным диаметром 28, 32 и 42 мм. К боковым пластинам поперечной балки на болтах Ml2 крепятся кронштейны с колесами от «Прогресса». Верхняя часть кронштейнов предварительно срезается.
Продольная рама (дышло) собирается из двух отдельных труб диаметром 32 мм, на концах которых приварены пластины для закрепления между ними (на болтах М6) замкового устройства. Обе трубы дышла соединяются при помощи хомутов с планками — для крепления переднего кильблока и доски со световыми приборами, когда трейлер транспортируется без мотолодки.
Для возможности регулировки длины дышла в зависимости от длины лодки его трубы пропущены сквозь обрезки труб диаметром 42 мм, которые приварены к поперечной балке. При постановке болтов М12 необходимо надеть на них шайбы-угольники, к которым потом крепятся задние скуловые опоры из досок.
Ось прицепа изготовлена из трубы диаметром 28 мм. Она соединяет полуоси колес, с которых предварительно отвинчиваются штатные гайки, ненужные для данной конструкции.
Для надежного прижатия мотолодки к задним скуловым и передним кильблокам трейлер оборудуется системой тросов и талрепов.
Трейлер, построенный по этим чертежам, универсален и может использоваться как грузовой прицеп. Для этого на него вместо лодки устанавливается самодельный кузов с габаритными размерами, равными кузову стандартного грузового прицепа ММЗ-81021. Дышло при этом смещается в сторону поперечной балки.
Общая масса трейлера составляет 60 кг, дорожный просвет — 200 мм, колея — 1480 мм; грузоподъемность равна массе «Прогресса» в снаряженном состоянии с подвесным мотором.
К трейлеру необходимо приобрести запасную камеру с покрышкой от мотороллера, которые имеются практически в любом магазине, торгующем мотоциклами и запчастями к ним.
Попутно замечу, что всем, кто хочет самостоятельно сделать прицеп (или купить готовый), необходимо ознакомиться с брошюрой А. С. Мелик-Саркисьянца и Ю. М. Винокурова «Прицепы для легковых автомобилей» (М., «Транспорт», 1979).