При столь малых размерениях получился относительно вместительный, снабженный мощным и надежным автомобильным двигателем в известной степени комфортабельный катер. Высокий борт, по всей длине катера равный метру, обеспечивает хорошую защиту сидящих в кокпите людей: брызги сюда почти не залетают. Каюта-убежище, помимо возможности спрятаться от дождя, обеспечивает отдых спортсменам между выступлениями, возможность подведения итогов и заполнения протоколов судьям и т. д. Свободная носовая палуба и великолепная остойчивость позволяют без малейшего риска швартоваться, производить установку буев и выполнять иные работы.
По отзывам работников Лен. НТИ и ряда других организаций, катер заслуживает неплохой оценки благодаря неприхотливости и надежности в эксплуатации. В частности, достоинством пластмассового корпуса является резкое сокращение объема межсезонных ремонтных работ. Отмечаются простота обслуживания двигателя и реверс-редуктора, высокие скоростные качества. По существу, «С-54» является самым быстроходным среди своих собратьев, выпускаемых другими предприятиями.
Однако наряду с такими отмеченными в статье положительными его качествами, как большая скорость и хорошая остойчивость, есть у катера и некоторые недостатки.
Прежде всего о ходовых качествах. Кроме «дельфинирования», есть и еще один минус: катер резко теряет ход на волнении. Из-за тупых носовых образований ощущаются резкие удары корпуса о волну. При ходе против волны на волнении от 3 баллов и выше катер склонен «зарываться» носом. Большой дрейф на повороте, по-видимому, является результатом избыточной остойчивости. Спонсоны не дают возможности крениться; не имея упора бортом, катер проскальзывает по поверхности.
Теперь о конструкции катера. Применение стеклопластика как основного материала открывает возможности для более прогрессивных конструктивных решений. Имеется уже достаточное количество примеров, когда катера из этого материала вообще не имеют набора; это позволяет создавать имеющие сложные обводы корпуса, которые по весовым характеристикам не хуже деревянных. Установка же на «С-54» развитого набора и фактическое завышение проектной толщины обшивки привели к тому, что его масса (1400 кг без пассажиров) на 400 кг больше, чем деревянного «ЛС-5», который на 1,6 м длиннее. Из-за большого веса корпуса полезная грузоподъемность тримарана невелика — всего 400 кг; при этом с ростом нагрузки заметно теряется скорость (с 50 км/ч при одном водителе до 40 км/ч при пяти человеках на борту).
И последнее — об общем расположении катера. Разработчики, исходя из назначения катера, приняли правильное решение устроить каюту-убежище. Однако каюта получилась слишком тесной. Высота в каюте (1100 мм) заведомо мала. Человек среднего роста сидит на диванах, подпирая головой крышу рубки. Маленький кокпит способен вместить только троих. Тем же двоим, которым на ходу придется находиться в закрытом низком помещении, даже на разрешенном 3-балльном волнении долго не вынести.
Необходимо учесть все эти минусы «С-54» при проектировании нового катера, который должен прийти на смену тримарану. Надежные и удобные в эксплуатации пластмассовые суда заслуживают большего внимания со стороны нашей промышленности!
Технические данные катера
Длина наибольшая, м | 5,32 |
Ширина наибольшая, м | 2,00 |
Высота борта по всей длине катера, м | 0,96 |
Осадка (с учетом выступающих частей), м | 0,60 |
Масса судна порожнем, кг | 1400 |
Скорость хода, км/ч: | |
с полной нагрузкой | 40 |
с одним водителем | 50 |
Максимальная мощность двигателя «М8ЧСПУ-100-1», кВт (л. с.) | 73,6 (100) |
В 1975 г. на заводе Ленинградского научно-производственного объединения «Патриот» был выпущен первый из серии пластмассовых быстроходных спортивно-разъездных катеров-тримаранов, предназначенных, как записано в паспорте, «для участия в водно-моторных соревнованиях и для обслуживания состязаний в качестве судейских, тренерских и спасательных судов по водным видам спорта, таким, как гребные соревнования, марафонские заплывы, водно-моторные и воднолыжные первенства».
Проект создан в Центральном конструкторско-технологическом бюро ЦК ДОСААФ СССР.
Корпус катера имеет тримаранные обводы со спонсонами, доходящими до транца. Спонсоны помимо обеспечения статической и динамической остойчивости увеличивают внутренний объем помещений, что дало возможность оборудовать на 5-метровом катере каюту. Днище имеет умеренную килеватость, изменяющуюся от 20° на миделе до 12° на транце; от шп. 1 по всей длине катера проходят продольные реданы — по три на борт.
Спроектированный как скоростное судно, катер имеет ограниченную (3 балла волнения) мореходность; эксплуатировать его рекомендуется на реках и небольших озерах.
Пассажировместимость катера — пять человек (включая водителя). Кокпит с мягким диваном от борта до борта рассчитан на размещение троих человек; вчетвером в нем уже тесно. Пульт управления расположен по левому борту на переборке шп. 5, отделяющей кокпит от каюты. В каюте, оборудованной мягкими диванами, могут собраться одновременно все пять человек. На последней модификации катера в центре каюты устанавливается столик.
За годы выпуска катера на ЛНПО «Патриот» проект трижды модифицировался. Модели, обозначенные индексами «С-52», «С-53» и выпускаемый до настоящего времени «С-54», различаются только силовой установкой. На «С-52» был установлен двигатель «М53ФУЛ» мощностью 77 л. с., на «С-53» — 90-сильный «М8ЧСПУ-100». Общий выпуск катеров этих модификаций составил 18 и 69 шт. соответственно.
Начиная с 1977 г. в производство была запущена серия катеров «С-54» -с конвертированным автомобильным двигателем производства Богородского механического завода (с угловым реверс-редуктором) «М8ЧСПУ-100-1», мощность которого увеличена до 100 л. с. К настоящему времени выпущено более 400 судов этих трех модификаций.
Корпус катера собирается из двух стеклопластиковых блоков: собственно корпуса и палубы. Формование блоков производится на Шоченинкайском производственном комбинате Литовской ССР. Блоки по отдельности доставляются на ЛНПО «Патриот», где производят их сборку, подкрепляют корпус набором и устанавливают оборудование и силовую установку. Сборка производится на болтах, которые обеспечивают запрессовку склеиваемого соединения. По фланцам ставится резиновый облицовочный профиль, образующий привальный брус по периметру корпуса. Углы привального бруса облицованы металлическими угольниками.
Конструктивное решение корпуса выполнено по. традициям деревянного катеростроения, с той лишь разницей, что набор в пластмассовом исполнении. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. По всей длине катера проходят четыре стрингера (два по днищу и два по бортам) из пенопласта, обформованного стеклопластиком. Пластмассовые переборки подкреплены сосновыми брусками, оклеенными стеклотканью. Деревянными, с последующей оклейкой стеклопластиком, выполнены также и фундаменты под двигатель и реверс-редуктор.
Проектная толщина обшивки корпуса — 6 мм, но в натуре она больше и колеблется от 7 до 10 мм.
Катер продается только организациям. Комплектуется «С-54» чехлом, водоотливным насосом, комплектом ЗИПа и съемником для гребного вала. Установлены ходовые и отличительные огни в соответствии с требованиями навигационно-технической инспекции и МППСС. Применен трехлопастной гребной винт диаметром 360 мм и шагом 480 мм.
Катер «С-54» принимал участие в различных водно-моторных соревнованиях, где добивался хороших результатов. Тримаран легко выходит на глиссирование и быстро развивает скорость до 50 км/ч.
По отзывам работников организаций, которые приобрели катера «С-54», тримаран отличается хорошим ходом и великолепной остойчивостью, что, в частности, обусловило тот успех, который «С-54» получил у работников судоходной инспекции.
В то же время отмечается, что катер склонен к «дельфинированию». К недостаткам проекта можно отнести также и большой радиус циркуляции на поворотах (за счет дрейфа).
В настоящее время в Центральном конструкторско-технологическом бюро ЦК ДОСААФ разрабатывается новый проект пластмассового катера, от «С-54» он будет отличаться большими размерениями и другими обводами. Длина нового катера составит 5,6 м; ширина увеличится до 2,3 м. Конструкторы отказались от установки спонсонов: на новом катере применены умеренно-килеватые обводы с углом килеватости днища на транце, равном 12°. По мнению проектантов, это должно улучшить ходовые и мореходные качества катера.