Основные данные лодки для ДСП на базе «Морского дротика»
Длина наибольшая, м | 4,1 |
Ширина наибольшая, м | 2,2 |
Высота борта в носу/ корме, м | 0,73/0,7 |
Масса корпуса со снабжением, кг | Около 200 |
Водоизмещение полное, кг | Около 900 |
Скорость с 2 ПМ по 23 л. с., км/ч | До 57 |
В том виде, в каком предлагал лодку конструктор, она меня не устраивала: хотелось построить не просто быстроходную полностью открытую сверху низкобортную платформу-поплавок, а нечто более комфортабельное, приспособленное для дальних спортивных плаваний экипажа из двух человек. В области постройки судов подобного назначения кое-какой опыт уже имелся. За предыдущие годы я построил «Тагуан» (с несколько измененными обводами), кафедрал собственной конструкции и «Радугу-41» по проекту Ю. А. Зимина.
Зимой 1979 г. на «верфи» нашего спортивно-технического клуба был собран стапель, началась сборка корпуса. Поскольку практическая шпация была небольшой (совпадала с теоретической — 400 мм), сечение деталей шпангоутных рамок сделали уменьшенным — равным 15X30 Корпус «Дротика» собирался обычным способом — килем вверх. Особых трудностей не встретилось. Вся обшивка развернулась на плоскость. После оклейки фанерной обшивки первым слоем стеклоткани были поставлены реданы, лыжа и кили спонсонов окованы дюралевым угольником 10ХЮ. Затем днище было оклеено еще тремя слоями стеклоткани.
До линии скулы (линия Ск на эскизе) корпус не отличается от изображенного в №72, а вот все, расположенное выше, представляет собой попытку надстроить на «Дротик» рубку с целью получения хотя бы не очень высокой, но достаточно просторной каюты. Борт вверх от линии Ск сделан вертикальным с неширокой (до 100 мм) потопчиной на уровне линии П. В кормовой половине каюты можно сидеть на койках-рундуках, не пригибая головы. Кроме того, в районе входа в каюту крыша рубки выполнена откидывающейся вверх (на рояльных петлях). В носовой части крыши рубки сделан люк, откидывающийся вверх и назад и укладывающийся на переднюю часть граненого лобового стекла. К люку хомутами с патефонными замками прикреплен спасательный круг. От кокпита каюта отделена поперечной переборкой со сдвижной дверью. Пайолы, расположенные между П-образными рундуками, поднимаются вверх вровень с ними, образуя сплошной настил, на котором размещаются на ночлег до четырех человек. Площадь каюты получилась порядка 2,75 м2, а вот размеры кокпита сделаны минимальными: 1,6X1,2 м.
В кокпите установлены два кресла. В рундуках под ними помещаются два 70-литровых бензобака и две 20-литровые канистры. Дальше в корму расположились еще два (рундука, по правому борту — для продуктов (здесь же и камбуз), по левому — для инструмента, запчастей и другого снаряжения. Под пайолами кокпита поместились две 10-литровые канистры с маслом и еще четыре 20-литровые канистры с бензином.
Лодка эксплуатировалась под двумя «Нептунами-23». Оборудование лодки включало два «московских» ДУ, два тахометра, два термометра, два указателя уровня бензина, указатель скорости, указатель пройденного расстояния, ходовые огни, электронную отмашку и лампу-фару.
Строительство «Дротика» заняло полгода. На воду лодка была спущена во второй половине нюня 1979 г. На ходовые испытания и доводку времени не оставалось, 1 июля вдвоем с женой мы уже ушли на «Звезд-ный-79».
Протяженность пути позволяла проводить любые эксперименты. Как выяснилось, «Дротик» не любит кормовой центровки. Запас бензина в канистрах (80 л) пришлось переместить из трюма кокпита в рубку; затем туда же были отправлены консервы, тяжелые запчасти и инструмент, употребляемый не очень часто.
В плохую погоду выявилось, что на волне высотой 80—100 см начинают кавитировать гребные винты. Пришлось срезать транец на 40 мм.
Теперь о поведении лодки на воде. При максимальном водоизмещении на глиссирование она выходила за 8—10 сек. В полном грузу моторы эксплуатировались с винтами, имеющими шаг 280 мм; скорость при этом составляла 44—45 км/ч на гладкой воде. С уменьшенной нагрузкой, когда большая часть запаса горючего (240 л бензина и 40 л масла) была израсходована, мы использовали винты с шагом 300 мм. Скорость доходила до 56—57 км/ч.
После того как лодка выходила на глиссирование, приходилось сбрасывать газ, так как двигатели развивали обороты выше номинальных. При открытии дросселя на 2/3 число оборотов снижалось до 5000—5150 об/мин, т. е. моторы начинали работать в нормальном режиме. В итоге напрашивался вывод, Что для нормальной работы спаренной установки требуются винты шагом 340—360 мм.
Удары при выходе на волну высотой 0,3—0,4 м практически не ощущаются, но при этой происходит увеличение скорости на 2—3 км/ч, очевидно, за счет аэрации днища. Волна высотой 0,3—1 м на скорости 35—40 км/ч вызывает мягкие удары носовой частью лыжи и реданами. На попутной волне 1,3—1,5 м «Дротик» начинает зарываться носом.
При самых резких поворотах крена не ощущается, но возникающая центробежная сила старается скинуть с кресла. Маневренность у катера отличная (это хорошо проверено при ходе по Сухоне во время сплава).
Мое общее мнение о лодке с обводами «Морского дротика» таково. Она остойчива на стоянке и на ходу, может идти при большой удельной нагрузке и с приемлемой скоростью по волне до 1 м. Установка двух «Нептунов-23» полностью себя оправдала. Расход бензина составил 400—410 г/км. На финише «Звездного-79» в г. Тольятти лодка получила специальный приз: «За оригинальность конструкции».
Сейчас, поскольку новых ДСП на «Дротике» не планирую, лодка кардинально переделывается. Рубка снята, на наружной стороне спонсонов поставлены брызгоотбойники, на внутренней — реданы. Естественно, полностью изменился внешний вид лодки. «Дротик» будет эксплуатироваться с одним 25-сильным мотором. Хочется получить вес корпуса около 120 кг. Тогда мой «Дротик» будет больше похож на «Дротик» Стимсона и можно будет полностью оценить качества «лодки без недостатков».