На предприятии «Фотопам» в Августове (ПНР) в 1980 г. начат серийный выпуск пластмассовой мини-яхты «БЕЗ-2», которая должна заменить выпускавшуюся до сих пор «БЕЗ» с корпусом из шпона. Яхта «БЕЗ-2», спроектированная Е. Центковским и Б. Козловским, рассчитана на массового потребителя, зачастую не имеющего достаточно высокой яхтенной квалификации. Само название «БЕЗ» говорит о том, что яхтой может управлять любой, т. е. — «без прав».
Парусное вооружение состоит из грота (4,8 м2) и стакселя (2,2 м2). Для квалифицированных яхтенных рулевых предусмотрена возможность увеличения площади парусов до 9 м2 путем постановки генуи площадью 4,2 м2.
При небольших размерах яхта очень остойчива и практически непотопляема, имеет вполне комфортабельную каюту с двумя постоянными спальными местами. При необходимости между койками можно оборудовать и дополнительное спальное место.
Небольшие масса и размеры корпуса делают транспортировку и хранение яхты несложными; ее можно буксировать на тележке-трейлере.
«БЕЗ-2» имеет широкий круглоскулый коопус с надстройкой и кокпитом от борта до борта.
На яхте применен специальный швертовый колодец, размещенный в кокпите, благодаря которому помещение каюты не загромождается. Он полностью закрыт, а ось вращения шверта расположена выше КВЛ.
В каюте по обоим бортам расположены два рундука, отформованных из ламината; они одновременно служат элементами жесткости корпуса. Для размещения мелкого багажа под кокпитом имеются два ящика, выдвигающиеся внутрь каюты.
Главным багажником служит обширный ахтерпик, он имеет люк и отделен от корпуса переборкой. В ахтерпике помещается подвесной мотор мощностью до 5 л. с., канистры с топливом и водой, запасные тросы и т. п. Форпиковая переборка поддерживает крышу надстройки и отделяет форпик от каюты. В каюте, а также в кокпите встроены опоры для подвешивания двухконфорочной плиты.
На передней части крыши надстройки смонтирован люк, который служит для вентиляции и обеспечивает выход на нос яхты. Он дает возможность работать с передними парусами, швартовыми и якорными канатами — без выхода на палубу.
Непотопляемость яхты гарантируют отсеки плавучести (носовой — 100 л, кормовой — 150 л), заполненные пенопластом. Общий центр их объема расположен вблизи от Центра тяжести лодки, это позволяет яхте, залитой водой, держаться на плаву на ровном киле.
Мачта и гик выполнены из дюралевого профиля сечением 52X63 мм. Мачта установлена на крыше надстройки в стандерсе, что позволяет заваливать ее в горизонтальное положение при прохождении под мостами. Стоячий такелаж состоит из пары вант и штага. Чтобы не мешать экипажу в кокпите, гика-шкот проведен к транцу, а гик размещен высоко над палубой и не создает больших неудобств при поворотах.
Шверт яхты деревянный или дюралевый, руль из дюралевого листа. Румпель оборудован удлинителем.
Для швартовки установлены три кнехта (один в носу и два в корме). В комингсах кокпита имеются подуключины для шлюпочных весел, а в кокпите — гнезда для поперечной банки (на случай работы с веслами). Дополнительное снабжение составляют 2 весла с уключинами, гребная банка и навешиваемый на транец кронштейн для подвесного мотора.
Конструкторы «БЕЗ-2» спроектировали экономичную мини-яхту для широкого потребителя. Судно отличается простотой конструкции, привлекательным внешним видом. Плоское днище и большая ширина обеспечивают яхте остойчивость, что нелегко достигается на судах подобных размеров. Испытания показали, что «БЕЗ-2» мореходна и безопасна, удачно решена и проблема дифферентовки яхточки. При таких микроскопичных размерах размещение двух человек вблизи транца может дать большой кормовой дифферент. Довольно большой кокпит «БЕЗ», простирающейся почти до миделя, позволяет экипажу находиться ближе к центру величины суденышка.
Польские яхтсмены, испытавшие мини-яхту, отметили лишь один недостаток: пенопласт, обеспечивающий непотопляемость яхты, размещен ближе к днищу, чем к палубе. При опрокидывании яхты это может затруднить ее постановку на ровный киль. Не совсем удачной показалась также форма грота, подкрепленного в верхней части длинной латой. Сомнительно, что эта лата надолго останется целой.