В качестве болвана (пуансона) для формования жесткого корпуса из стеклопластика было использовано эластичное днище лодки «Ларос-30» итальянской фирмы «Пирелли», имеющей ту же форму и близкие главные размерения. Жесткость днища этой лодки обеспечивается вставляемыми в специальные карманы трубами легкого сплава, благодаря чему на отформованном днище получились полукруглые гофры. На днище перевернутой лодки «Ларос-30» была наложена и приклеена в нескольких точках полиэтиленовая пленка; на этот разделительный слой были уложены четыре слоя капроновой ткани ТК-50р на эпоксидном связующем. Для усиления конструкции днища ткань укладывалась внахлест с перекроем вдоль диаметральной плоскости. Для улучшения внешнего вида в верхний декоративный слой смолы добавлялся пигмент.
Основные данные мотолодки «Орион-25» с жестким днищем
Длина, м | 3,650 |
Ширина, м | 1,650 |
Высота борта на миделе, м | 0,415 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Масса в комплекте, кг | Около 80 |
Допустимая мощность подвесного мотора, кВт/л. с. | 18,5 (25) |
После отверждения стеклопластика днище было снято с матрицы и приклеено к бортам и транцу. При такой замене «мягкого» тканевого днища жестким масса лодки увеличилась всего на 18 кг. На днище по ДП лодки был уложен штатный разборный кильсон (килеватость днища практически не изменилась), а на него — разборный пайол, вставляемый враспор между надувными бортами.
Уже первые испытания лодки с жестким днищем продемонстрировали ее преимущества: скорость с мотором «Нептун-23» и одним водителем на борту, по сравнению с мягкообшивочным вариантом, возросла на 5 км/ч и составила 44,6 км/ч. Лодка быстрее выходила на глиссирование; на ней легче было поддерживать скорость при ходе на волнении. Наличие жесткого днища позволяло эксплуатировать лодку с давлением в бортах ниже рабочего без заметного ухудшения эксплуатационных качеств.
Во время опытной эксплуатации выявились и недостатки неразборного варианта: в частности — сравнительно большие размеры упаковки, определяемые площадью днища и высотой транца. Узел крепления транца к днищу оказался самым слабым звеном конструкции: было несколько случаев поломок при транспортировке. Лодки приходилось после этого перевозить в кузове грузовика, что не всегда было удобно.
При усовершенствовании конструкции этот узел стоило бы переделать, например, выполнив транец из двух шарнирно соединенных петлями частей. Нижняя часть транца, повторяющая килеватую форму днища, приформовывается к нему, а к бортам жестко крепится при помощи резиновых эластичных направляющих, имеющих П-образное сечение с пазом. Верхняя часть транца крепится (с разъемом) к бортам в эластичных направляющих при помощи жестких накладок и сквозных резьбовых соединений. Горизонтальное шарнирное соединение для герметизации кокпита располагается выше ватерлинии и снабжается уплотнительным элементом.
Благодаря такой конструкции верхняя часть транца при транспортировке откидывается в кокпит, и лодку с уменьшенной вдвое высотой можно безопасно перевозить не только в кузове грузовика или на трейлере, но и на верхнем багажнике легкового автомобиля.
В 1978 и 1979 гг. опытные надувные мотолодки «Орион-25» с жестким днищем принимали участие в XII и XIII водно-моторных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты». Выступая борт о борт с обычным «Орионом-25», они существенно опережали его по скорости в море и на кольцевой гонке, оказались более эффективными судами в соревнованиях с полной паспортной нагрузкой. В 1980 г. обе лодки использовались для туристских путешествий по Волге.
Трехлетний опыт эксплуатации этих лодок позволяет сделать некоторые выводы:
- нецелесообразно использовать в конструкции жесткий кильсон; пай-ол должен опираться на выступы жесткого днища;
- пайол следует опустить ниже, сделав кокпит лодки более глубоким;
- в пространстве между днищем и пайолом целесообразно предусмотреть багажник для размещения груза и вещей, емкости для топлива;
- транец лодки сделать с горизонтальным шарниром, как говорилось выше;
- для усиления крепления транца поставить две тяги.
Надувные мотолодки с жестким днищем, безусловно, являются перспективными судами Они имеют более высокие скоростные, мореходные и эксплуатационные качества, надежнее и долговечнее, чем лодки с эластичным днищем; уменьшаются затраты времени на сборку и разборку лодки, уменьшается и количество комплектующих деталей. Преимуществом формуемых из стеклопластика днищ является возможность получения любой гидродинамической формы, отсутствие деформации, обеспечение надежной жесткости всей лодки.