Каноэ сделано мною по чертежам «КЯ». Его фактическая грузоподъемность — до пяти человек, хотя теоретически задумано оно было как одноместная лодка. Построил я его в 1978 г. прямо на кухне, затратив около 40 человеко-часов. Размеры каноэ: длина наибольшая — 3,3 м; ширина наибольшая — 0,98 м; вес — 26,2 кг.
Лодка построена по уже хорошо отработанной мною технологии из трехслойного стеклопластика. Думаю, для многих любителей это может быть интересно.
За основу был взят теоретический чертеж каноэ длиной 4,9 м с деревянной реечной обшивкой, приведенный в сборнике №69, но, поскольку моя лодка должна была служить бортовым тузиком на нашем семейном судне — катере «Норильчонок» (увеличенный «Кальмар»), длину каноэ пришлось уменьшить (на 1/3), а ширину для сохранения остойчивости даже несколько увеличить. Практически я уменьшил концевые шпации с 0,45 до 0,3, а остальные 8 шпаций с 0,5 до 0,34 м.
Лекала для сборки безнаборного корпуса я сделал так. Вычертил очертания лекал на обрезках фанеры, аккуратно выпилил их, потом сплошь забрал каждое лекало досками и по кромкам фанеры обрезал их концы. Выставленные на стапель лекала скрепил несколькими рейками.
Два блока пенопласта марки ПХВ-1 (750X750) распустил при помощи циркульной пилы на рейки толщиной 10 мм. Из полученных реек собрал четыре щита 3500X500X10 и оклеил их одним слоем стеклосегки; рейки раскладывал при этом так, чтобы их стыки не располагались на одной линии. Затем полученные щиты снова распустил на полосы шириной 25 мм. Вот эти очень гибкие рейки 10X25 я и стал укладывать на лекала, причем на все изгибы обводов они ложились без всякой подгонки. Рейки ставились оклеенной стороной внутрь и крепились к лекалам и штевням мелкими гвоздями. Штевни каноэ тоже были вырезаны из пенопласта (марки ПХВ-2).
После этого весь корпус промазал эпоксидной смолой ЭД-6 с добавлением алюминиевой пудры. После высыхания смолы тщательно зачистил наружную поверхность 10-миллиметровой оболочки шкуркой; приклеил киль (пенопластовая рейка 20X20) и привальные брусья (пенопласт 15X25); по линии привальных брусьев обрезал борта по высоте и после зачистки верхней кромки оклеил корпус двумя слоями стеклосетки из крученых нитей на эпоксидной смоле. После окончательной зачистки покрыл корпус смолой с добавлением окиси хрома; получилась идеально гладкая темнозеленая поверхность.
Затем выбил все лекала, раскантовал корпус и оклеил его изнутри одним слоем такой же стеклосетки на смоле. В носу и корме.на уровне, привальных брусьев вклеил вырезанные из доски горизонтальные кницы — брештуки.
На штевнях с обеих сторон — изнутри и снаружи — поставил латунные скобы небольшого размера. Больше никаких дельных вещей да и вообще оборудования нет. Никаких бимсов и жестких банок устанавливать я не стал, так как корпус и без того получился достаточно жестким. Сиденьем служит камера из вертолетного колеса.
Я заядлый охотник на водоплавающих. У нас на Дальнем Востоке охотники применяют легкие лодки-оморочки из фанеры или из тонких досок. Ни одна оморочка таких же размеров ни по легкости ходе, ни по грузоподъемности не может сравниться с моим каноэ. Считаю, что это — лучшая лодка для охотников. Я спокойно стреляю из ружья 12-го калибра из любого положения (сидя, с колена, стоя) и в любом направлении, не боясь опрокинуться.
Три навигации я хожу на своем катере с каноэ, лежащим вверх дном на рубке. Теперь отпала необходимость каждый раз выбирать место для подхода к берегу: становлюсь на якорь, пассажиров перевожу на каноэ.
Амур в районе Николаевска имеет всюду ширину 3 км и более. Так вот: при испытании каноэ мы с товарищем (наш общий вес порядка 160 кг) пересекали реку в довольно свежую погоду туда и обратно; хотя течение здесь очень сильное, нас нисколько не снесло, а в лодке, когда мы пристали, не было ни капли воды.
В прошлом году мне довелось по 2-метровой волне Охотского моря ходить на каноэ на берег за пресной водой. Идти пришлось в основном лагом к волне, а катер стоял минимум в 3 км от берега, однако все обошлось отлично (правда, я пользовался при этом двухлопастным байдарочным веслом).
Так что каноэ таких размеров я горячо рекомендую в качестве тузика всем яхтсменам-крейсерщикам и владельцам крупных катеров.