Бесшкотовый буер «Трапеция» проектировался нами в основном для развлечения и лишь в меньшей степени — для тренировок виидсерфистов в зимнее время, однако первые же испытания показали его пригодность для использования в качестве полноценного спортивного снаряда.
Буер имеет разборную конструкцию, причем длина любой его части, кроме мачты, не превышает 2,2 м. Общий вес его не более 40 кг.
Прототипом самого корпуса послужил буер класса «DN», а идея управления корпусом без шкотов — за гик-уишбон — заимствована из схемы виндсерфера.
Корпус изготовлен из дерева (ель, сосна) и водостойкой фанеры толщиной 5—6 мм. Набор нарезан из реек сечением 30X80.
Для увеличения конструктивной длины буера в передней части корпуса с помощью стальной оковки и болтов М10 закреплен утлегарь; наибольшее его сечение 100X70 в районе оковки. На утлегаре смонтирована система рулевого управления буера, включающая муфту переднего конька с баллером и рычагом, тягу, рычаг с баллером румпеля.
Конструкция рулевого устройства несколько изменена, по сравнению с разработанной для «классического» «DN». В нашем устройстве имеется только одна трубчатая тяга; отсутствие сварных швов в соединениях дает возможность использовать детали из разнородных материалов при сохранении простоты их сборки. Детали 1, 2, 5, 10 и 13 — стальные; остальные могут быть изготовлены из дюралюминия марки Д16Т. На баллере 7 нарезана резьба М20Х1, так же как и на рычаге 8. При сборке резьба смазывается эпоксидным клеем, а гайки 9 дополнительно стопорятся винтом. Коробка румпеля 4 фрезеруется из целой заготовки. Соединение румпеля с баллером осуществляется при помощи болта 5, паза 6, профрезероваииого в нижней поверхности коробки, и выступов на баллере.
Баллер носового конька можно сделать из трубы 20X2 или выточить из стали. Соединение баллера конька с муфтой осуществляется на резьбе М20X1 также с применением эпоксидного клея. (Заметим, что для разборки склеенных узлов достаточно соединение разогреть паяльной лампой.)
Подобное рулевое устройство хорошо зарекомендовало себя и на буерах класса «DM», построенных яхтсменами у нас в Новосибирске.
В задней части корпуса буера, между передним и задним упорами, двумя болтами М8 закреплена поперечная балка сечением 40X180, выстроганная из цельной доски.
Степс мачты (пластина из стеклопластика 120X40X14) с тремя лунками под шаровой шпор мачты крепится четырьмя шурупами 5X30 в передней части корпуса. В шпор мачты, сделанной из дюралевого шеста для прыжков (диаметром 40 мм), запрессована шаровая опора; топ мачты имеет овальную заглушку с отверстием для болта. Мачта раскреплена при помощи штага и пары вант.
В принципе можно просто использовать виндсерферовский парус, но, конечно, лучше сшить специальный буерный — более плоского покроя и со сквозными латами. Парус площадью 5,0 м2 пошит из отслуживших свой срок парусов гоночных яхт. Он надевается на мачту, как на виндсерфере. В нижнюю его часть вшиты два смотровых окна из лавсановой пленки толщиной 0.5 мм. Латы сделаны сечением 5X50. Фаловая дощечка имеет в верхней части шайбу обтекателя, к ней крепится специальная оттяжка (трос ∅4) скользящей обоймы, изготовленной из стали толщиной 2 мм, для крепления штага и вант к мачте. Регулировка натяжения стоячего такелажа осуществляется путем изменения положения этой обоймы при помощи оттяжки 19. Обойма имеет прорезь для прохода паруса. Благодаря такому решению узла крепления штага и вант на буере и удалось использовать уишбон и парус от виндсерфера.
Для удобства и повышения безопасности хождения на буере в бакштаг на площадку буера поставлены сиденье и мягкие упоры для ног; управлять буером можно и стоя, и сидя.
Коньки, вырезанные из стали толщиной 5—6 мм, снабжены дюралевыми (или стеклопластиковыми) накладками. Конструкция крепления коньков и муфт выполнена по чертежам буера «DN», приведенным в сборнике №15 (1968 г.). Виндсерфисты перед выходом на лед заменяют носовой конек трубчатой опорой (см. сборник №76), а длинную поперечную балку — короткой (660 мм), снимают сиденье и стоячий такелаж.