Лодка спроектирована с учетом возможности перевозки ее на верхнем багажнике легкового автомобиля. «Ерш» предназначен для отдыха на воде — прогулок, охоты и рыбной ловли на реках, озерах и водохранилищах при высоте волны до 0,25 м. Лодка универсальна: ее можно эксплуатировать как на веслах, так и под мотором мощностью до 5 л. с.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 2,66 |
Ширина наибольшая, м | 1,24 |
Высота борта в носу/на миделе/на транце, м | 0,52/0,44/0,46 |
Высота транца в ДП, м | 0,38 |
Грузоподъемность, кг | 150 |
Допустимая мощность ПМ, кВт/л.с. | 3,68/5 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 48 |
Обводы корпуса, рекомендованные специалистами ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, позволили обеспечить разворачивание листов обшивки на плоскость, что упростило технологию изготовления деталей и сборки корпуса. При проектировании конструкторы стремились создать легкую, имеющую минимально возможные (для грузоподъемности 150 кг) размерения и сравнительно дешевую безопасную лодку. Выбранные обводы и размерения обеспечивают «Ершу» достаточно высокую остойчивость, что позволяет охотнику или рыбаку находиться в лодке стоя. Полностью затопленная лодка продолжает оставаться на плаву, поддерживая находящихся в воде и держащихся за борта двух человек.
Учитывая необходимость изготовления лодки большой серией, особые требования предъявлялись к технологичности конструкции корпуса. Стояла задача — создать конструкцию, не требующую дорогостоящей технологической оснастки, в частности — крупногабаритных штампов и прессового оборудования. Нельзя было при этом забывать и о требованиях удобства лодки в эксплуатации и об архитектурно-художественном решении внешнего вида лодки.
Насколько удалось совместить все перечисленные требования — решать покупателю.
Немного о конструкции лодки. Применен относительно недорогой и технологичный материал — коррозионно устойчивый и допускающий эксплуатацию лодки в морской воде легкий сплав АМг5, причем с учетом возможностей предприятия все соединения сделаны клепаными. Корпус собирается из четырех листов наружной обшивки, транца, киля, планширя, двух скуловых стрингеров, двух флоров, являющихся также упорами для ног, и носового отсека. Обшивка днища, транец и стрингера имеют толщину 1,5 мм. На днище отформованы два гофра, играющих одновременно роль стрингеров и фальшкилей.
Два развитых Г-образных скуловых стрингера, приклепанных к бортам и к днищу, обеспечивают необходимую прочность лодки, а также служат опорой для двух поперечных банок. В вертикальных стенках стрингеров имеются отверстия, обеспечивающие доступ ко всем участкам нижнего заклепочного шва в случае ремонта и уменьшающие общий вес конструкции. Пространство между бортом и стрингером используется как ниша для хранения различных мелких вещей. Горизонтальные полки стрингеров очень удобны для укладки удочек и прочих рыболовных принадлежностей.
Пространство под носовой банкой, обеспечивающей прочность всей носовой части лодки, образует отсек для хранения различного снаряжения.
Съемные деревянные банки можно передвигать по стрингерам вдоль лодки. Банки надежно фиксируются в наиболее выгодном с точки зрения центровки и удобства гребли положении четырьмя шпингалетами каждая; отверстия для запирающих штырей проделаны в верхней части вертикальных стенок скуловых стрингеров.
Для упрощения доступа ко всем соединениям в случае ремонта или подкраски было принято решение блоки плавучести (гермобаки) крепить не к обшивке корпуса, а снизу к деревянным банкам. Испытания лодки показали правильность принятого решения. Однако в руководстве по эксплуатации пришлось записать требование, запрещающее использование лодки со снятыми банками: ведь металлическая лодка без гермобаков лишается непотопляемости — одного из главнейших качеств, обеспечивающих безопасность плавания.
Транец подкреплен кницами и планширем по верхней кромке, мощной горизонтальной балкой на уровне верха скуловых стрингеров, металлической накладкой изнутри и деревянной подмоторной плитой снаружи; общая толщина транца в районе струбцин подвесного мотора — 40 мм.
Лодка оборудована двумя парами подуключин, что позволяет гребцу менять положение по длине лодки, и буксировочным обухом на форштевне. В носовом брештуке и транцевых горизонтальных кницах проделаны отверстия (обделанные пластмассовым профилем), за которые удобно закладывать швартовный конец.
Вес полностью снаряженной лодки составляет 48 кг, что позволяет без особых усилий грузить ее на верхний багажник. Для облегчения лодки на время перевозки можно снять обе банки, которые входят в задний багажник; при этом вес лодки уменьшится до 35 кг. При наличии верхнего багажника с размерами в плане не более по длине — 1000 мм, по ширине — 1050 мм лодку рекомендуется устанавливать вверх килем, обхватывая корпус снаружи любым гибким элементом. При использовании багажника больших размеров лучше перевозить «Ерша» килем вниз.
Скорость движения автомобиля с лодкой должна регулироваться водителем исходя из безопасности дорожного движения. На испытаниях скорость автомобиля с погруженным на верхний багажник «Ершом» достигала 90 км/ч; при этом не наблюдалось каких-либо отклонений в поведении автомашины или опасных ситуаций.
Лодка «Ерш» успешно прошла ресурсные испытания. За 80 ходовых часов при плавании под мотором и на веслах корпус не получил никаких деформаций и повреждений.
Скорость под мотором «Салют» («Спутник») составила около 7 км/ч. Это — наиболее экономичный вариант силовой установки, но обводы корпуса и прочность транца «Ерша» допускают установку более мощного мотора, включая 5-сильный.
Срок гарантии на лодку «Ерш» установлен в течение 18 месяцев с момента приобретения. Лодка комплектуется черпаком и веслами с уключинами.
Розничная цена — 180 руб. Реализуется «Ерш» через Тюменскую областную базу «Роскультторга».
В конце 1979 г. лодке «Ерш» присвоен государственный Знак качества.