Многие рыболовы-любители, охотники, да и туристы, плавающие на самых малых лодках, убедились в том, что устройство ночлега в обычной палатке на суше — далеко не всегда удобно, а в ряде случаев и невозможно. Мне приходилось много плавать на байдарке по реке Колыме и другим рекам Сибири, и довольно часто бывало так, что найти в нужное время подходящий для разбивки палатки участок оказывалось затруднительно. То над водой нависали скалы, то берега оказывались низкими и топкими либо заросшими кустарником. Приходилось ночевать в непогоду на крупногалечных косах, где никак не удается надежно закрепить растяжки палатки, на мелководье среди зарослей камыша и т. п. При плавании в одиночку разбивка лагеря отнимала очень много энергии и времени.
Я пришел к убеждению, что во всех отношениях гораздо удобнее использовать в качестве «помещения» для ночлега саму лодку, сделав на ней быстросъемный тент-палатку. Привожу эскизы разработанной мной конструкции, рассчитанной на байдарку «Салют-5,2». Думаю, что, видоизменив эти эскизы в зависимости от возможностей и потребностей, можно применить эту же конструкцию на любой лодке.
Тент-палатка по этим эскизам опробована в двух сравнительно непродолжительных плаваниях вдвоем и в 1976 г. — в одиночном 1735-километровом, занявшем месяц походе от пос. Дебин, стоящего на Колымской трассе, до пос. Черский, находящегося практически уже в устье Колымы.
Опыт показал, что размещаться в «Салюте-5,2» на ночь вдвоем удобнее всего «голова к голове». В середине лодки размещаются рюкзаки, они служат изголовьем. На секции кильсонов укладываются надувные матрацы, наполовину вложенные в «форпик» и «ахтерпик» байдарки — под ее деку, на матрацы — спальные мешки. Если матрацы секционные, то концевые секции, на которых помещаются ноги, надо надувать вполсилы. Даже при большом росте участников похода в байдарке достаточно просторно и, что особенно важно при путешествии на севере, очень тепло.
Несколько слов об устройстве тента-палатки. Единственным дополнением к штатной конструкции байдарки является носовой поперечный фальшборт, соединяющий носовые концы боковых фальшбортов. По внешней его стороне я закрепил 450-миллиметровый стальной пруток ∅4, к которому притягиваю и креплю завязками стенку (точно так же обтягивается и кормовая стенка).
Все одноименные детали каркаса одинаковы и взаимозаменяемы; на случай утери следует сразу же сделать некоторое количество деталей в запас.
Нижние консоли я привинчиваю к фальшборту в начале плавания и не снимаю до самого его конца. Практически и весь каркас также можно ие снимать, если это, конечно, не потребуется по условиям плавания. Примененная конструкция обеспечивает однозначное положение всех частей каркаса и вполне достаточную жесткость.
При сборке каркаса соединительные кольца двух соседних элементов (стойки и поперечины или двух поперечин) совмещаются таким образом, чтобы выступ одного кольца попадал в паз другого, и получается жесткий узел, гарантирующий заданный угол 130°, а через внутренние отверстия колец при помощи резьбовых муфт стягиваются продольные связи, образующие конек и боковые грани крыши.
Особенность установки боковых стоек и поперечин такова, что все одноименные детали по одному борту должны быть развернуты пазами соединительных колец — в нос, а по другому — в корму.
Сам тент совершенно симметричен и просто надевается сверху на собранный каркас и обтягивается. Крючки на концах продольных растяжек от козырьков крыши зацепляются за отверстия в оковках на штевнях. Резиновые петли накидываются на концы нижних консолей. По всему периметру нижний край стенок для защиты от ветра и комаров подворачивается под проволоку (или шнур), протянутую вдоль фальшбортов.
Чтобы комары не проникали через соединение половинок «двустворчатых дверей», оно сделано с перекроем 60 мм и «продублировано»: применены застежка-молния и резиновые петли, накидываемые на кнопки.
Можно перекрывать тентом только часть кокпита, можно поднять одну или обе боковые стенки.
Вес тента-палатки вместе с каркасом (без узлов нижних консолей) составляет около 5 кг. Установка каркаса (при уже привинченных консолях) и тента-палатки в общей сложности занимает 8-10 минут.
Эксплуатация такой «мягкой рубки» показала, что рекомендуемая ее конструкция полностью отвечает всем предъявляемым к ней требованиям.