Вот уже более пятнадцати лет я рыбачу и охочусь на лодках собственной постройки. Это были похожие на серийную «Мечту» складные дюралевые лодки, которые можно перевозить на верхнем багажнике автомобиля. С выходом на пенсию я занялся осуществлением своей давней мечты — постройки быстроходной мотолодки высокой проходимости, рассчитанной на транспортировку на автомобиле. Убедившись, что жесткий и прочный корпус глиссирующей лодки сделать легче 55—60 кг мне не удается, я отказался от картоп-варианта и решил приспособить для перевозки моторки имеющийся у меня автоприцеп «Скиф-М».
Приступая к выбору размерений и обводов будущей лодки, я поставил себе следующие задачи: пассажировместимость — 2 чел.; использование имеющегося мотора «Ветерок-8» с водометным движителем собственной конструкции, а в перспективе — возможность установки более мощного двигателя с воздушным винтом для плавания по самым малым рекам и заросшим озерам летом, для движения по снегу и льду зимой (при этом имелось в виду удобство обшивки днища листовым полиэтиленом низкого давления или другим пластиком).
Практически же пришлось считаться и с максимальным размером производственных отходов листового дюраля толщиной 1,5 мм, поступающих в продажу (длина до 3,0 м и ширина до 0,3 м). Так и получилась лодка длиной 3,0 м с не совсем обычными остроскулыми обводами. Ширина корпуса — 1,2 м. По всей его длине проходит «лыжа» шириной 600 мм с килеватостью до 10° в носовой части и почти плоская у транца. Поверхность лыжи выступает за плоскость днища у транца на 50 мм, на миделе — на 100 мм; килеватость днища за пределами лыжи соответственно 7° и 12°. Носовая оконечность имеет тримаранную форму. Острые края обеих скул (лыжи и днища) образованы при помощи дюралевого таврового профиля; это упростило задачу крепления листового . пластика к лыже. Высокая продольная жесткость короткого корпуса позволила отказаться от шпангоутов. Вес голого корпуса получился равным 66 кг.
Скорость с «Ветерком-8» (со штатным винтом) составила 27 км/ч. Лодка с одним пассажиром выходит на глиссирование легко, с двумя — уже тяжело. С малой нагрузкой — одним пассажиром на веслах идет хорошо, с двумя — так же тяжело, как «Казанка».
Удары при ходе по волне сравнительно мягкие; лодка вполне остойчива.
В прошедшую навигацию я испытал свою лодку на Павловском водохранилище (под Уфой) уже и с воздушным винтом. Был применен двухцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 30 л. с. К легкосъемной раме двигатель закреплен вниз цилиндрами на резиновых амортизаторах. Трехлопастной деревянный винт диаметром 1220 мм (сделан по типу хвостового вертолетного) установлен непосредственно на коленчатом валу двигателя. За трубчатой рамой, которая служит ограждением винта, установлен воздушный руль. Управление и запуск двигателя дистанционные.
Радиус поворота на полной скорости около 15 м. Во время циркуляции лодка кренится внутрь поворота. Скорость налегке 40—42 км/ч, с двумя пассажирами — падает до 22—23 км/ч; после устранения выявленных недостатков в системе питания двигателя и подбора оптимального шага винта надеюсь добиться более высоких скоростей.
Зимой проверял амфибийные качества своей «Сказки». В кормовой части к выступающим кромкам лыжи закрепил продольные коньки-подрезы, длиной 0,5 м и высотой 12 мм. Лыжу обклеил листовым пластиком для лучшего скольжения по снегу и предохранения металла от износа.
Для улучшения управляемости при движении по снегу и льду собираюсь установить два дополнительных руля, опускающихся в снег в вертикальной плоскости, под углом 40° к оси корпуса лодки; ими же можно будет пользоваться при необходимости внезапной остановки. Кроме того, по бортам на кронштейнах установлю дюралевые лыжи длиной 0,7 м, которые будут ограничивать крен корпуса на неровностях снежной поверхности и крутых поворотах.
Сочетание автомобиль — автоприцеп «Скиф» — лодка-амфибия это, по-моему, то, что нужно для семейного отдыха летом и зимой. Всегда при себе — куда бы ни уехал — благоустроенный ночлег и готовая к спуску лодка, на которой можно порыбачить или просто осмотреть окрестности, прокатиться.
Лодка устанавливается на автоприцеп «Скиф-М» на резиновых подушках, закрепленных на специальных трубчатых кронштейнах (один — на дышле, другой ставится на резиновые петли крышки прицепа). Лодка фиксируется на резиновых подушках при помощи четырех болтов М6X1 и дополнительно крепится по бортам страховочными тягами. Корма лодки выступает за прицеп всего на 0,4 м. Полностью снаряженный автоприцеп «Скиф» с лодкой весит около 340 кг (по заводской инструкции полезная его грузоподъемность 400 кг).
Лодка ставится на прицеп и снимается с него силами двух человек. Все же остальные работы по подготовке лодки к выходу на воду, как и разборке (снятие двигателя, руля поворота, укладка рамы и т. д.), выполняет один человек.
За две прошедшие навигации я проехал с лодкой на «Скифе» более 1500 км, из них более трети по проселочным дорогам. На асфальтированных дорогах всегда поддерживал предельно допустимую ПДД скорость, на проселочных дорогах снижал ее до 40—65 км/ч.
При продуманной расстановке можно хранить лодку, автоприцеп и автомашину «Жигули» в гараже размером 6X3 м. Лодка ставится на привальный брус к левой боковой стене. Автоприцеп поднят почти вертикально у задней стены (как и предусмотрено заводской инструкцией). Установку лодки и автоприцепа в гараже произвожу один при помощи ручной лебедки и двух роликов, закрепленных на потолке.