«Финнфайя-33» стала «гвоздем» ежегодной хельсинкской выставки малого судостроения «Вене-77». Мало того, что она была очередной новинкой финского яхтостроения, интересной сама по себе; яхтсмены Финляндии к моменту открытия выставки уже успели завоевать на ней почетное звание чемпионов мира, выступив в гонках III первенства мира в новом «3/4-тонном» классе крейсерско-гоночных яхт!
Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 10,12 |
Длина по КВЛ, м | 8,00 |
Ширина наибольшая, м | 3,24 |
Ширина по КВЛ, м | 2,60 |
Осадка, м | 1,85 |
Водоизмещение, т | 4,5 |
Вес фальшкиля, т | 2,3 |
Обмерная площадь парусности, мг | 58,5 |
Гоночный балл IOR, футы | 24,5 |
Финские коллеги рассказали любопытную историю создания этой яхты. Оказалось, что технический проект «Финнфайя» выполнил не профессиональный конструктор, а любитель-яхтсмен — профессор математики из Хельсинки Эйвин Стилл. Имело значение, что он не только обладал известными познаниями в области обмера яхт, но и имел возможность использовать новейшую электронно-вычислительную технику. Стилл оптимизировал проектирование яхты данного класса — получил с помощью математического аппарата судно, обладающее наивысшими ходовыми качествами в пределах ограничений класса с фиксированной величиной гоночного балла 24,5 фута IOR.
Информация об изображении
Чертежи общего расположения: продольный разрез, планировка каюты и верхней палубы
Как мы могли убедиться, знакомясь с яхтой и на стоянке и на ходу, Эйвин Стилл оказался, к тому же, и неплохим дизайнером — сумел придать совершенство тем линиям, которые ЭВМ могла выдать лишь в виде координат нескольких десятков или сотен точек. Разумеется, многое сделали конструкторы верфи, руки опытных мастеров-судостроителей.
Чертежи общего расположения: продольный разрез, планировка каюты и верхней палубы
Прежде чем рассказать об основных чертах «Финнфайя-33», заметим, что, утверждая «3/4-тонник» в качестве международного класса, Комитет океанских гонок Международного парусного союза преследовал цель развивать более дешевый, чем «однотонник», тип яхты с меньшей площадью парусов, управляемый меньшим экипажем, В то же время предполагалось, что суда этого класса по мореходным качествам не будут уступать «однотонникам» в столь большей степени, как «полутонники». Начало регулярным гонкам в классе «3/4-тонниксв» было положено в 1974 г. Союзом парусных гонок Северной Ам.ерики, который учредил специальный приз для чемпионата мира.
Как и в большинстве других проектов, разработанных конструктора-ми-непрсфессионалами, в проекте Стилла невозможно уловить индивидуальный почерк: здесь собрано всего понемногу — можно узнать идеи и решения, примененные в различных других проектах. Стилл не заботился о «самовыражении», был свободен от необходимости что-то доказывать и подтверждать. Он использовал все, что считал оптимальным для данного класса.
Судно иАлеет максимально возможную длину по ватерлинии, короткие свесы, сильно заостренную носовую оконечность с достаточно глубоким входом шпангоутов, эффективный плавниковый киль большого удлинения. В корме корпус плавно переходит в невысокий гребень на днище, направляющий поток воды на перо руля. Благодаря этому, а также глубокому погружению руля, судно не теряет управляемости даже на предельных скоростях — в бакштаг под спинакером, когда, особенно при резком крене, возможен прорыв воздуха с поверхности на сторону разрежения руля и потеря, вследствие этого, подъемной силы на нем.
В отличие от ряда других проектов, обводы корпуса «Финнфайя» нельзя отнести к обводам «шверт-ботного типа»: корма имеет лишь умеренную полноту, что обеспечивает хорошую сбалансированность объемов корпуса в продольном направлении. Нам довелось выйти на яхте в свежий ветер, и мы имели возможность убедиться не только в ее хорошей ходкости, но и в плавности продольной качки на волне. Благодаря острому носу судно не бьет корпусом о волну, а разрезает ее. Надводный борт достаточно высок, чтобы на палубу не попадало слишком много брызг. И, конечно, яхта имеет отличную управляемость — качество, обусловленное концентрацией основной площади бокового сопротивления в плавниковом киле близ миделя и большой площадью пера руля. Единственный недостаток обводов, на наш взгляд,, состоит в несколько большем, чем это можно видеть на других яхтах, угле выхода кормовых ветвей ба-токсов по отношению к ватерлинии. На высоких скоростях движения это, вероятно, сопровождается некоторым приростом волнового сопротивления.
Экстерьер «Финнфайя» типичен для современной гоночной яхты «безрубочной» конструкции. Выпуклая, имеющая большую погибь бимсов палуба приобретает угловатые очертания рубки только в районе сходного люка. Таким образом конструктору удалось выдержать регламентируемую правилами класса высоту в каюте (не менее 1,75 м на длине 1,2 м) и сохранить так ценимую экипажами гоночных яхт «чистую» палубу, свободную от развитых рубок и люков. Кроме того, обтекаемый надводный профиль яхты дает и некоторое преимущество при лавировке, обладая минимальным аэродинамическим сопротивлением.
Работая в кокпите, рулевой и шкотовые не мешают друг другу. Главные лебедки установлены на палубе позади рулевого, так что шкотовые располагаются практически у самого транца — на поперечной банке. Сюда же могут быть проведены (без использования дополнительных направляющих блоков) шкот и брас спинакера, шкоты блуппера и любой генуи. Прямо перед глазами рулевого находятся два магнитных компаса, смонтированных (на каждом борту) на кормовой стенке рубки, а также блок контрольных приборов, расположенный на кожухе сдвижного люка. Это указатели: скорости судна относительно воды, скорости вымпельного ветра, изменения мгновенной скорости яхты, курсового угла судна по отношению к направлению вымпельного ветра, числа оборотов вспомогательного двигателя.
Наличие прибора, регистрирующего изменения скорости, позволяет контролировать эффективность настройки парусов и такелажа. Когда идущее под парусами судно набирает ход и ложится на курс, арретир прибора ставится на ноль, после чего любое изменение скорости, скажем от потравливания или подбирания шкотов, фиксируется соответствующим отклонением стрелки.
Судно оснащено высокоэффективным парусным вооружением и достаточным арсеналом средств для тонкой его настройки. Сравнительно гибкая алюминиевая мачта «Спарляйт» снабжена так называемым «бэби-штагом», идущим от краспиц внутри переднего парусного треугольника. У палубы штаг снабжен винтовым талрепом с удобными рычагами для быстрого изменения натяжения и регулировки изгиба мачты в продольном направлении. Таким же талрепом снабжен и ахтер-штаг, так что можно без больших усилий изогнуть мачту, тем самым изменяя профиль паруса в зависимости от силы ветра и курса относительно него. Длинные рельсы для ползунов стаксель-шкотов позволяют регулировать их положение в широких пределах. Блоки шкотов больших генуэзских стакселей могут быть закреплены в любой нужной точке по длине яхты — на алюминиевом фальшборте из углобульбового профиля, снабженного перфорацией.
Топовый штаг, на котором ставятся основные передние паруса, снабжен алюминиевым обтекателем с ликпазом, причем передняя шкаторина стакселя заправляется в ликпаз практически без участия человека, если, конечно, парус перед постановкой хорошо разобран: на палубе перед штагом смонтирован простой по конструкции «уловитель» шкаторины, который направляет ее в лик-паз под нужным углом.
С верфи яхта типа «Финнфайя» выходит, укомплектованная богатым парусным гардеробом: четырьмя генуэзскими стакселями (площадь двух больших по 42 м2), гротом (21,9 м2), блуппером, тремя спинакерами (включая паруса трехрадиального и звездного покроя), штормовым стакселем. Проводка бегучего такелажа выполнена таким образом, что все фалы парусов и ходовые концы регулирующих устройств (оттяжки Барбера и Кэнингхэма, такелажа спинакер-гика и т. п.) проведены к кокпиту. Здесь на крыше рубки установлены шесть лебедок шпилевого типа, эксцентриковые и клиновые стопора, утки. При смене носовых парусов нет необходимости посылать на бак несколько человек — один-два члена экипажа спокойно справляются со всеми операциями, тогда как на фалах им помогают оставшиеся в кокпите или рулевой.
Планировка и оборудование яхты под палубой подчинены основной цели — получить легкое и быстроходное гоночное судно. Благодаря большой ширине здесь удалось разместить семь спальных мест. Койки, кроме двух диванов в салоне, имеют облегченную конструкцию (парусина на трубчатом каркасе). В форпике они выполнены легко убирающимися с тем, чтобы во время гонок, когда это помещение превращается в парусную кладовую, они не мешали работе с парусами. У мачты оборудованы туалет и платяной шкаф. С помощью двух парусинозых штор, закрываемых на застежках-молниях, здесь образуется изолированное помещение. У сходного трапа установлен камбуз с двухконфорочной плиткой в кардановом подвесе, по другому борту — небольшой штурманский стол.
При отделке внутренних помещений использованы окраска поверхностей стеклопластика в светлые тона, облицованные мягким пластиком панели, оклеенная шпоном красного дерева (под лаком) фанера.
В полой части киля оборудована 100-литровая цистерна пресной воды. Такую же емкость имеет и топливный бак для вспомогательного дизеля «Вольво-Пента 110S» мощностью 13 л. с. при 2600 об/мин. (Подробное описание механической установки этого типа, представляющей собой компактный агрегат с реверсивной угловой колонкой и гребным винтом со складными лопастями, опубликовано в сборнике №73.) Экономичный и надежный дизель позволяет яхте развивать скорость около 5 уз.
Корпус яхты формуется из стеклопластика под наблюдением и в соответствии с правилами английского Регистра Ллойда. Набор корпуса состоит из мощных шпангоутов и нескольких стрингеров трапециевидного поперечного профиля с пенопластом в качестве заполнителя. Сварная коробка плавникового киля крепится на болтах к усиленным флорам, опирающимся на днищевые стрингера. Коробка заполняется свинцовым балластом.
Палуба имеет трехслойную конструкцию с заполнителем из легкой и прочной древесины бальзы. Снаружи настил покрыт ковриками из нескользящего рифленого материала «трэйдмастер», наклеенными на стеклопластик. Большое внимание уделено защите оборудования яхты от коррозии. Большинство дельных вещей изготовлено из нержавеющей стали или пластмасс; изделия из легких сплавов имеют стойкие защитные покрытия. Благодаря широкому использованию стандартных дельных вещей зарубежного производства, верфи «Фискарс», в общем-то не специализирующейся в области постройки яхт, удалось выпустить высококачественное судно, получившее одобрение на мировом рынке.
В настоящее время «Финнфайя» выпускается в двух вариантах: как чисто гоночная яхта и как судно, приспособленное для длительных морских плаваний.