Основные данные лодки
Длина, м | 5,15 |
Ширина, м | 1,00 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,20 |
Полное водоизмещение, кг | 465 |
Коэффициенты полноты: | |
ватерлинии α | 0,7 |
мидель-шпангоута β | 0,89 |
общей полноты δ | 0,53 |
При серийной постройке подобные лодки могли бы стать основным типом судна на многих турбазах, заменив собой как легко уязвимые и недолговечные разборные байдарки, так и тяжелые, неудобные для доставки обратно на базу дощаники, «фофаны» и «Пеллы». Возможность транспортировать лодку в виде пакета, вес (50 кг) и габариты (1,02Х0,6X1,9) которого допускают перевозку на верхнем багажнике любого автомобиля, очевидно, заинтересует и самодеятельных туристов. По мнению авторов, выбор маршрутов при использовании, каноэ предлагаемого типа будет значительно шире, чем при использовании обычных разборных байдарок с мягкой обшивкой.
При меньшей, чем у «Салюта-5,2», длине полезная грузоподъемность секционной лодки выше: 410 кг против 350 кг. Это дает основание считать лодку в прогулочно-туристском варианте четырехместной. Авторы старались сохранить такие достоинства широко распространенных «Салютов», как легкость хода на веслах и большая проходимость, и в то же время сделать лодку более долговечной, надежной и прочной, лучше приспособленной для несения парусов или мотора, удобной для быстрой погрузки-выгрузки багажа. Отправной базой для создания такой многоцелевой лодки послужил зарубежный опыт постройки и эксплуатации 5-метровых каноэ, т. е. лодок, практически совершенно неизвестных нашим туристам.
Обводы и размерения лодки окончательно выбраны после трехлетнего изучения вопроса. Относительно узкий корпус лодки имеет почти плоское днище со скулой малого радиуса, что обеспечивает малую осадку, высокую остойчивость, удовлетворительные ходовые качества при глиссировании под мотором. Подъем линии киля в оконечностях улучшает поворотливость лодки, что особенно важно при спуске по рекам с быстрым течением или плавании под парусами. Однако каноэ не выходит из циркуляции самостоятельно; тем, кого это не устраивает, придется навешивать руль или устанавливать небольшой треугольный плавничок на корме под килем.
Ватерлинии, острые в носовой части лодки, сделаны полными в кормовой. Смещение наибольшей ширины лодки от миделя в корму уменьшает дифферент, возникающий при плавании в одиночку (например, при переправах) или ходе под мотором.
Корпус представляет собой без-наборную (скорлупную) стеклопластиковую конструкцию, разделенную на три секции с парными водонепроницаемыми переборками на стыках. Секция соединяются между собой болтами с уплотнением резиновыми прокладками. Отформованные в средней части лодки на плоском днище два гофра будут служить ребрами жесткости и одновременно предохранять днище от истирания. Уступы на бортах также обеспечивают жесткость конструкции и служат опорами съемных банок (для упрощения дела может быть рекомендован вариант с при-формовкой по гладким бортам реек-подлегарсов). На фланец по верхней кромке борта можно уложить деревянный планширь.
Разбивка на три секции неравной длины и несимметричность корпуса относительно миделя не только решают проблему укладки секций одна в другую (носовая в кормовую и в среднюю) для хранения и транспортировки, но и позволяют использовать лодку в нескольких вариантах.
Лодка из трех секций хорошо идет на веслах и под парусом; при установке на транец кормовой секции 2-сильного моторчика «Салют» или «Спутник» движется в водоизмещающем режиме, даже с полной нагрузкой развивая скорость 8—10 км/ч. Под мотором «Ветерок» лодка идет в переходном режиме соответственно с большей скоростью.
Стык средней и кормовой секций расположен в месте наибольшей ширины лодки и там, где линия киля максимально опущена вниз. Кормовая же переборка средней секции подкреплена с расчетом на установку мощного подвесного мотора вплоть до 25 л. с. Это дает возможность, отсоединив кормовую секцию и оставив ее на берегу (или уложив в среднюю секцию), получить глиссирующую мини-мотолодку длиной 3,5 м с широким транцем.
Гидродинамическое качество днища можно повысить, заполнив пространство между гофрами длинным клином пенопласта и оклеив его стеклопластиком. Получится узкая «лыжа», благодаря которой скорость при ходе с малой нагрузкой заметно увеличится. На кормовой секции в этом случае придется предусмотреть соответствующий «сбег» — сведение на нет получившегося на днище уступа.
При движении с мощным мотором, перевозке грузов, буксировке воднолыжника, плавании в условиях, сопряженных с риском опрокинуться, стоит превратить каноэ в катамаран. С этой целью кормовая секция ставится параллельно средней своим узким транцем вперед. Секции соединяются при помощи жердей, Двух дюралевых трубок, входящих в комплект судна, или мачты и гика парусного вооружения. Трубы крепятся к планширю (фланцу) с помощью полукруглых хомутов. Мотор навешивается на транец средней секции. Такой катамаран обладает остойчивостью, надежно обеспечивающей безопасность плавания даже на волнении или при сплаве по бурной реке. Естественно, он будет идти и на веслах: работать придется гребками с наружных бортов.
Остойчивость проверялась на двух построенных в 1977 г. лодках путем посадки одного пассажира прямо на планширь: при этом высота надводного борта со стороны крена составляла 100 мм. Восстанавливающие моменты при водоизмещении 465 кг: для угла крена 10° — 38 кгс-м, для 15° — 57 кгс-м. Можно отметить, что значения восстанавливающего момента больше, чем у сравнимых по размерениям байдарок «Салют» и «Таймень».
Непотопляемость каноэ обеспечивается закреплением внутри корпуса блоков пенопласта общим объемом 70 л.
Повысить мореходные качества лодки в опасной ситуации можно, надев на корпус лавсановую деку, опирающуюся в районе переборок на надувные резиновые арки из разрезанных велосипедных камер.
Естественно, всегда следует помнить, что подобная легкая лодка — не фофан, и к ней не применимы требования, предъявляемые к обычным тяжелым и широким гребным или, тем более, моторным судам.
В походе на днище рекомендуется укладывать поролоновый коврик для сбора воды. Его несложно периодически отжимать; он будет препятствовать переливанию попавшей в лодку воды, что существенно снижает остойчивость!
Носовая секция длиной 1,6 м служит для размещения одного гребца, работающего веслом-гребком для каноэ или обычным двухлопастным байдарочным веслом. Пенопластовые блоки плавучести образуют здесь легкосъемное сиденье. При расчете на сложные условия плавания носовую секцию стоит закрыть жесткой палубой с высоким комингсом вокруг люка для посадки гребца.
Средняя секция — самая большая. Ее длина — 1,9 м. Это грузовой отсек или (в четырехместном прогулочно-туристском варианте) место, где находятся два члена экипажа. Для плавания в несложных условиях на большие расстояния будет полезно установить на бортах складные уключины для гребли парными распашными веслами сидя спиной вперед. В носовой части средней секции монтируется швертовый колодец, жестко связанный с переборкой. Для упрощения дела предусмотрен шверт «кинжального» типа, свободно вставляемый в колодец сверху. На верхнюю часть колодца встает мачта.
Отметим, что, подняв на мачте грот, площадью 5 м2 и стаксель площадью 2 м2, легко превратить каноэ в довольно быстроходный парусник. Любителям, еще не искушенным в парусном деле, рекомендуется ходить с одним лишь гротом уменьшенной площади — не больше 3—4 м2 (можно посоветовать использовать парусное вооружение с детского швертбота класса «Оптимист»),
Кормовая секция длиной 1,65 м имеет соответственно подкрепленный поднятый над водой транец, рассчитанный на подвесной мотор мощностью до 8 л. с. и навесной руль с подъемным пером площадью около 0,1 м2. В этой секции имеются съемное сиденье и блок плавучести из пенопласта. Сидя здесь, как и в носовой секции, удобно грести однолопастным гребком или двухлопастным байдарочным веслом; корпус в корме достаточно узок.
Каждая из секций, как мы убедились, может самостоятельно плавать с одним, а средняя даже с двумя человеками на борту.
Опытные образцы лодки весят по 50 кг. При их формовании мы укладывали по 2 слоя ткани ТЖС (по 0,6 мм), а снаружи и изнутри корпуса еще по 1 слою ткани сатинового переплетения (0,3 мм), не стараясь особенно отжимать ткань. Перекрои не обрезались, поэтому на днище, переборках и вдоль кромки борта получилась толщина до 3—4 мм. При тщательном выполнении работ можно значительно уменьшить вес готового корпуса — до 30—35 кг.
Для постройки каноэ была изготовлена форма (пуансон) из реек, а затем по ней выклеена стеклопластиковая матрица на всю длину лодки. В этой матрице и формовались все три секции по очереди.
Первой формовалась средняя секция. Для этого в матрицу строго по разметке были установлены и закреплены пластилином (со стороны оконечностей) фанерные шаблоны обеих поперечных переборок, ограничивающих среднюю секцию. На шаблоны (со стороны миделя) и рабочие поверхности матрицы на участке между ними наносился разделительный слой и производилась укладка стеклоткани и на полиэфирном связующем. Затем фанерные шаблоны вынимались; при формовании секций оконечностей шаблонами служили переборки остающейся в матрице готовой средней секции.
Каноэ по приводимому теоретическому чертежу можно также изготовить из любого листового материала, например из фанеры, сшивая по пазам и стыкам мягкой медной проволокой, а затем проклеивая соединения полосами стеклоткани. При фанерном варианте конструкции придется подкрепить корпус привальными брусьями сечением 20X30.
Приводим эскизы раскроя деталей фанерного каноэ той же длины, но с несколько упрощенными обводами. В средней части корпуса (на длине 700 мм) имеется так называемая цилиндрическая вставка, т. е. участок с одинаковыми сечениями по шпангоутам; благодаря этому полотнища поперечных переборок на шп. 4 и 5 вырезаются по одному шаблону. Переборки закрепляются вверх килем на какой-либо ровной поверхности (шпация между ними равна 700 мм), после чего средняя часть лодки обшивается листом фанеры 700X920. Фанеру крепят к обвязке переборок (рейка 20X30) шурупами, начиная от ДП к бортам. Заготовки обшивки носовой и кормовой частей сшиваются по ДП (линия киля) мягкой проволокой, а затем нос и корма пристыковываются к готовой средней секции. При этом предварительно состроганные «на нет» на длине около 200 мм края фанеры напускаются на подготовленные таким же образом концы средней секции. При установке привальных брусьев важно обеспечить плавность изгиба линии борта; обычно приходится ставить распорки и т. п.
Несложно превратить это же каноэ в трехсекционное разборное; потребуется, разбив корпус на секции, поставить по их краям парные переборки.