Подходящего готового судна найти не удалось, тогда решили строить его собственными силами. Нашим требованиям наилучшим образом отвечал парусно-моторный катамаран, который можно было бы доставлять на озеро на автомобиле. Поэтому в основу проекта была положена идея разборной конструкции с жилыми помещениями в корпусах, достаточно хорошо отработанная на серии катамаранов, выпускаемых в Латвии рыбколхозом «Царникава». В нашем проекте каждому из четырех постоянных членов экипажа сразу же предназначалась отдельная каюта.
Основные данные катамарана «Кит»
Длина, м | 7,2 |
Ширина общая, м | 4,0 |
Ширина корпуса, м | 1,1 |
Осадка порожнем, м | 0,4 |
Вес вооруженного катамарана, | кг 850 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 18 |
стаксель | 12 |
общая | 30 |
Привожу эскизы построенного нами катамарана «Кит». Характерные черты его проекта — значительная общая ширина, клиновидные шпангоуты, большой вертикальный клиренс моста.
Сборка корпусов производилась «килем вверх». Шпангоуты собирали из реек 30X40, кроме шп. № 6 (в районе крепления поперечной балки мостика), который был усилен до сечения 50X 80. Продольный набор каждого корпуса состоит из 7 стрингеров 20X50 мм. Кили выклеивались из трех сосновых реек 20X40. Чтобы иметь возможность безбоязненно вытаскивать судно на берег, при отделке яхты оковали кили стальными полосами 4X40, которые в оконечностях переходят в путенсы фор- и ахтерштагов (эти же полосы заодно решают и проблему грозозащиты). Обшили корпуса фанерой ФСФ толщиной 6 мм. К набору обшивку крепили на клею с запрессовкой шурупами 3 Х22. Изнутри корпуса покрыли горячей олифой, снаружи — оклеили слоем стеклоткани и окрасили автомобильной эмалью с последующим покрытием паркетным лаком. Этим же лаком был покрыт рангоут и поперечные балки (главная — сечением 6Х140, носовая и кормовая — по 50X100). Концы балок входят в стальные сварные коробки, установленные на шп. № 1, 6 и 12. Балки воспринимают только сжимающие усилия, так как на растяжение работают стяжки из стальной 8-миллиметровой проволоки.
Съемный мостик представляет собой раму, собранную из восьми поперечных (40X70) и продольных (25X50) реек и зашитую фанерой. Мостик при сборке ложится краями на продольные дюралевые угольники 40Х40Х4, закрепленные к бортам корпусов, и крепится к ним винтами М6.
По окончании пробной сборки катамаран был разобран и при помощи автокрана погружен на полуприцеп. Из опыта транспортировки построенного нами ранее катамарана «Бумеранг» мы уже знали, что никакие веревки не способны надежно удержать яхту во время перевозки по горным неасфальтированным дорогам. Поэтому теперь мы применили скрутки из 8-миллиметровой проволоки (и все же в пути пришлось останавливаться и подтягивать крепления!). На месте катамаран был сгружен вручную усилиями семи человек. Сборка его заняла несколько часов. После этого осталось преодолеть около 60 м каменистого берега, отделявшего место сборки от «большой» воды. И вот наступил торжественный момент — катамаран оказался на плаву.
Ходовые испытания катамарана были проведены в заливе Чимпек. Сначала поворот оверштаг удавался не всегда, но потом мы научились это делать, придерживая стаксель на наветренном борту при переходе линии ветра. При ветре в шесть баллов катамаран развивал скорость порядка 25 км/ч, благо в заливе ветер не мог развести большую волну. Наветренный корпус пи разу не выходил из воды. Даже на попутных курсах судно не рыскало и не раскачивалось. Большой вертикальный клиренс около 70 см и расположение моста в корму от миделя яхты способствовали тому, что сильных ударов волы в мост не было.
Подготовка к задуманному нами первому походу велась параллельно со строительством и потому оказалась недостаточно тщательной. В результате намеченная программа плавания выполнена не была, однако и путешествие по пройденному нами маршруту принесло полное удовлетворение. Было пройдено около 400 км, из них не более 6 км — под «Москвой» (наш старый мотор сломался, а чинить его не было пи желания, ни особой надобности). За пятнадцать суток похода едва ли можно было набрать десять часов штиля, зато «Кит» дважды прошел испытание штормами.
Всем нам запомнился один переход. Дул резкий порывистый ветер — временами до 9 баллов. Волны высотой около 2 м несли на себе белые пенные гребни. Мы под одним стакселем шли довольно широким проливом между грядой островов и скалистым наветренным берегом. Катамаран вел себя хорошо: волны мягко проходили под килями, резких ударов по корпусам не было. С помощью нашей карты мы так и не смогли найти вход в бухту рыбацкого поселка Мынарал. Пришлось влетать в нее по очень мелкому проходу между скалами, цепляя рулями по камням. Весь этот 28-километровый переход занял два часа, хотя грот мы так и не ставили.
После этого перехода мы больше не отстаивались ни при сильных ветрах, ни при крупном волнении. Радует, что за время плавания не произошло ни единой поломки. К следующей навигации мы кое-что, конечно, переделаем, но все эти переделки касаются вопросов комфорта.