Первое же знакомство с представленными материалами показало, что конкурс удался и конкурсной комиссии будет нелегко назвать лучшие из значительного числа интересных проектов малых прогулочно-туристских судов.
Можно отметить, что активность инициативных групп конструкторов при организациях и отдельных судостроителей-любителей возросла. Если на конкурсы, которые проводились в 1903 и 1973 гг., было представлено 18 и 13 проектов соответственно, то на этот раз общее количество поступивших работ оказалось значительно больше. Однако и при этом по каким-то причинам не было представлено на конкурс немалое число перспективных разработок, уже выполненных на наших заводах, в ЦКБ «Нептун», ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова и других организациях.
Многие из представленных разработок (в том числе и из выполненных любителями) уже проверены на воде. По одним проектам уже построены и испытаны опытные образцы, а по некоторым даже произведена корректировка чертежей с учетом опыта длительной эксплуатации.
Показательно, что из семи премированных пли отмеченных грамотами работ пять оказались выполненными не коллективами профессиональных конструкторов, а одиночками-неспециалистами. По мнению конкурсной комиссии, результаты работы, проделанной судостроителями любителями, будут очень полезны промышленности и заслуживают серьезного анализа и обобщения. Очевидно, первым шагом в этом направлении будет публикация в сборнике не только тех работ самодеятельных конструкторов, которые отмечены премиями, но и других проектов, содержащих те или иные оригинальные решения.
Целью настоящей статьи является краткое ознакомление с премированными проектами. Краткое, поскольку в дальнейшем им будут посвящены отдельные публикации.
Многоцелевое разборное каноэ из стеклопластика
Первая премия. Авторы проекта: В. М. Алексеев, Н. А. Горчаков, Л. В. Каузова, Л. К. Мержвинский, В. М, Тендлер, Л. В. Храпов. Эта работа удостоена первой премии в связи с тем, что суда данного типа являются совершенно новыми для отечественного прогулочного флота, а объем представленных материалов, включая фото изготовленного образца, подтверждает достаточно подробную разработку и высокое качество проекта. Зарубежный опыт эксплуатации подобных судов подтверждает их все возрастающую популярность (см. сборник №69). Авторы проекта предназначают свое каноэ для использования в основном на туристских базах и в качестве универсального прогулочно-туристского судна, удобного для автомобилистов.
Чертежи и описание трехсекционного многоцелевого каноэ для самостоятельной постройки приводятся в конце этого номера. По мнению конкурсной комиссии, данным проектом стоило бы заинтересоваться нашей промышленности с расчетом на серийное производство как в секционном, так и в неразборном вариантах.
Мотолодка «Чирок»
Вторая премия. Авторы проекта: В. К. Анкудинов, А. Н. Павленко, В. Я. Максимов, В. Я. Я блоков, В. П. Шутко, П. С. Ежов, В. П. Крючков, П. И. Росихин, В. И. Власов.
Основные данные мотолодки «Чирок»
Длина наибольшая, мм | 3300 |
Ширина наибольшая, мм | 1300 |
Высота борта на миделе, мм | 460 |
Масса (с оборудованием и снабжением. без мотора), кг | 45 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Допустимая мощность мотора, л. с. | 15 |
Это — удачный проект небольшой (на 0,3 м короче серийного «Немана») глиссирующей транспортабельной универсальной мотолодки из легкого сплава. Потребность в такой лодке бесспорна, однако период ее создания явно затянулся. Обращение опытного конструкторского коллектива к разработке такой лодки можно только приветствовать. Продуманная конструкция, тщательно разработанная технология заслуживают всяческого одобрения. Будем надеяться, что «Чирку» повезет с серийным выпуском и он не разделит печальную судьбу близкого по основной идее проекта и по размерениям незаслуженно забытого «Мотылька» (см. №52).
Отметим, что при полном весе 45 кг (без мотора) эта трехместная лодка, рассчитанная на применение подвесных моторов малой мощности (до 15 л. с.), полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к универсальным «картоп»-лодкам.
Обводы корпуса выбраны остроскулыми; днище — выпукло-килеватое с брызгоотбойником по скуле. Общее расположение мотолодки — традиционное.
Проектанты применили штампованно-сварную конструкцию корпуса из сплава АМг-5В, обратив особое внимание на сокращение числа деталей, сведение к минимуму затрат труда и материалов.
Учет опыта постройки мотолодок «Янтарь» и «Неман», а также проектирования, постройки и испытания опытных образцов «Мотылька» позволил на высоком техническом уровне разработать новый проект, который, безусловно, должен привлечь внимание производственников.
Мотолодка «Картоп МК-1»
Третья премия. Автор проекта М. К. Качеев, задумав построить удобное и надежное суденышко для рыболова, которое можно было бы перевозить к месту отдыха на крыше «Жигулей», обратился к трехкилевым обводам саней Уффа Фокса. Такое решение оказалось удачным, хотя и потребовалась установка транцевых плит за боковыми лыжами.
Основные данные мотолодки «Картоп МК-1»
Длина корпуса наибольшая, мм | 2800 |
Ширина наибольшая, мм | 1250 |
Высота борта (с комингсами), мм | 520 |
Ширина каждой из трех лыж, мм | 140 |
Масса корпуса (без сланей и комингсов), кг | 37 |
Масса судна, кг | 50 |
Удалось совместить в одном проекте такие противоречивые требования, как минимальные габариты и вес, высокая скорость под мотором и легкость хода под веслами, завидная для столь малой лодки остойчивость, просторный и удобный для рыболова-любителя кокпит.
Проект мотолодки разработан весьма тщательно, она построена и всесторонне проверена в эксплуатации.
Автор проекта проделал большую работу по разработке конструкции корпуса необычного типа и постройке его из дерева и авиационной фанеры (δ=2 мм) с последующей оклейкой одним слоем стеклоткани на эпоксидном связующем. По нашему мнению, многие автолюбители заинтересуются этим оригинальным проектом и захотят его повторить. Мотолодка удобно размещается на крыше автомашины любой марки.
Следующие четыре проекта конкурсная комиссия отметила поощрительными грамотами.
Мотолодка-катамаран «Дункан»
Автор проекта — Б. Е. Синильщиков. Разработке проекта этого мини-катамарана из стеклопластика предшествовала постройка трех фанерных катамаранов, имеющих длину 2880 мм и ширину 1500 мм (с первым их вариантом читатели могли познакомиться в сборнике №33). Накопленный автором опыт доказывает, что этот тип обводов представляет хорошую основу для создания надежной и удобной «картоп»-мотолодки. Катамаранные обводы с несимметричными корпусами позволили создать суденышко с просторным кокпитом, солидной грузоподъемностью. «Дункан» устойчив па курсе, легко идет под веслами (причем, сидя верхом на продольной банке, можно без труда выбрать нужную центровку), преодолевает волну высотой до 0,5 м, а при оснащении швертом, закрепленным в тоннеле, может быть превращен и в парусник с площадью паруса 6—9 м2.
Основные данные мотолодки «Дункан»
Длина наибольшая, мм | 2700 |
Ширина наибольшая, мм | 1550 |
Высота борта на миделе, мм | 500 |
Ширина каждого корпуса, мм | 450 |
Угол килеватости на миделе, град | 20° |
Масса катамарана, кг | 55 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Мощность ПМ, л. с. | 12—25 |
Внутренние стенки-борта корпуса и мост образуют своеобразный тоннель, который и служит продольной банкой; кроме того есть и две съемные поперечные банки. Все пространства под носовым и кормовым участками палубы и под сланями заполнены пенопластом, что позволяет уменьшить толщины наружной обшивки и настила палубы, а также обеспечивает непотопляемость лодки.
Лодка может быть укомплектована складным тентом, полотнище которого натягивается на четырех дугах. Приподняв одну, можно защитить пассажиров от ветра; подняв две дуги, вы получаете своеобразную «кабинку», укрывающую рыболова в дождь. На ночь под тентом могут без особого комфорта расположиться два человека.
Катамаран «Дункан» обладает высокой остойчивостью; два человека, стоя, могут свешиваться за борт даже при положении лодки лагом к волне высотой 0,4—0,5 м. В случае опрокидывания катамарана его сравнительно легко вернуть в нормальное положение или, разместившись между корпусами, использовать его как своеобразный спасательный плот. Наличие двойного дна и водоотливных шпигатов позволяет даже в случае полного заливания лодки (при работающем моторе и нагрузке два человека) освобождаться от влившейся в лодку воды. Для изменения центровки при различной нагрузке при .ходе под веслами предусмотрены два варианта крепления уключин.
Катамаран обладает высокими ходовыми качествами и устойчивостью на курсе, «вытаскивает» из воды лыжника весом до 95 кг, позволяет делать крутые виражи.
Толщина стеклопластиковых конструкций — от 1,5 до 2,5 мм. Жесткость днища обеспечивается приданием ему кривизны в поперечном направлении, формованием продольного редана, заполнением пространства между днищем и сланью самовспенивающимся пенопластом.
Многоцелевой ял «Галс»
Автор проекта — Е. А. Морозов. Это многоцелевое открытое парусно-моторно-весельное судно, которое можно использовать в качестве хозяйственной лодки, шлюпки-четверки для тренировок и соревнований на веслах и под парусами, прогулочно-туристской лодки. Суда такого типа могут эксплуатироваться и на внутренних водных путях и в прибрежных морских районах (при этом удаление от берега не должно превышать: 3 км — при высоте надводного борта 350 мм и 1 км — при 250 мм).
Основные данные яла «Галс»
Длина наибольшая, мм | 5630 |
Ширина наибольшая, мм | 1900 |
Высота борта на миделе, мм | 700 |
Осадка со швертами при нагрузке 600 кг, м | до 1,0 |
Масса судна с оборудованием, кг | 350 |
Пассажировместимость предельная, чел.: | |
на веслах и под мотором | 10 |
под парусами | 6 |
Грузоподъемность (кг) при осадке: | |
по КВЛ | 600 |
0,35 м | 850 |
0,45 м | 1450 |
Мощность ПМ, л. с. | 8-12 |
Площадь парусности, м2 | 12 |
Это — тоже перспективный, на наш взгляд, тип универсального судна, которое могло бы найти устойчивый сбыт при освоении серийной постройки.
В пояснительной записке автор предупреждает, что «в проекте оригинального мало». Это справедливо. Однако заслуга Е. А. Морозова состоит в тщательном отборе и применении ряда интересных решений, апробированных десятилетиями эксплуатации малых мореходных судов различных типов, включая знаменитые дори (см. сборник №72). При этом материал переосмыслен с целью создания судна, пригодного как для заводского производства, так и для постройки силами любителей.
Корпус имеет многоскулую «граненую» форму, образованную семью поясьями из бакфанеры δ=7 мм. Килевая линия в оконечностях приподнята. Бортам придан значительный развал. Некоторые сомнения вызывает (лодка по этому проекту еще не закончена постройкой) малая ширина ватерлинии: судно может оказаться валким. Транец наклонен под углом около 20°; килеватость днища при транце составляет 25°. Выбранная форма кормы обеспечивает хорошее ее обтекание на скоростях 10—15 км/ч; для достижения этой скорости достаточно подвесного мотора мощностью 5—12 л. с. (любопытно, что для надежной работы на волне он ставится в специальный колодец). Разумно использован кормовой плавник-дейдвуд, выполненный из доски толщиной 50 мм; он позволяет уменьшить площадь двух швертов, улучшает устойчивость на курсе, умеряет бортовую качку.
Выбор многоскуловых обводов предопределил применение продольной системы набора. Детали набора изготовляются из сосны; фальстем, планширь, буртики — из дуба. Объем между днищевой обшивкой и настилом кокпита заполняется пенопластом тина ПСБ-С. Аналогичные отсеки плавучести имеются также у бортов в носу и в корме.
Для хода на веслах судно оборудуется двумя съемными банками и четырьмя подуключинами. При использовании в хозяйственных целях целесообразно применять парные весла для народной гребли; для спортивного варианта лучше воспользоваться «академическими» веслами.
При желании судно вооружается иолом с бермудской бизанью и рейковым гротом, делаются два швертовых колодца.
Автор проекта считает, что при освоении проекта на заводе стоимость «голого» корпуса (без оборудования) можно было бы довести до 350 рублен, а дальнейшее оснащение и отделка лодки могли бы осуществляться в соответствии с интересами и финансовыми возможностями судовладельца.
Надувная мотолодка с секционным жестким днищем
Автор проекта — В. П. Соколов. Это «проектное предложение», как вполне обоснованно назвал свои разработки автор, представляет попытку создания лодки оригинального типа, имеющей комбинированную конструкцию — жесткий корпус и надувные борта-баллоны.
Основные данные надувной лодки с жестким днищем
Длина наибольшая, мм | 3450 |
Ширина наибольшая, мм | 1800 |
Масса лодки, кг | 72 |
Масса лодки со снабжением, ПМ и 20 л топлива, кг | 150 |
Наибольшая полезная грузоподъемность, кг | 350 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Размеры кокпита, мм | 2800Х1000 |
Габариты пакета, мм | 1500X1100X600 |
Максимальная мощность ПМ, л. с. | 25 |
Эксплуатация таких комбинированных судов за рубежом, в том числе и при выполнении спасательных работ в бурной прибрежной зоне морей, доказала их высокую эффективность, исключительную надежность, простоту транспортировки и хранения. Обращение автора к идее надувной мотолодки с жестким днищем тем более актуально, что отечественная промышленность также ведет работы в этом направлении. Так, в прошлом номере уже сообщалось о ярославском «Орионе» с жестким днищем из стеклопластика, который удачно прошел все этапы XII Всесоюзных соревнований по водно-моторному спорту на приз «КиЯ» в Лиепае.
Для упрощения зимнего хранения и перевозки лодки жесткое днище выполнено состоящим из трех секций длиной около 1 м, вкладывающихся одна в другую. Секции ограничены по длине поперечными переборками и соединяются между собой при помощи болтов с гайками-барашками.
Баллон изготовляется из прочной прорезиненной ткани; в него вставляются шесть одинаковых резиновых камер, имеющих трубки с клапанами. К днищу баллон крепится при помощи внешней оболочки-протектора, который обеспечивает фиксацию баллона относительно борта и уплотнение стыка.
Тримаранная форма обводов со смещенными в корму на треть длины лодки спонсонами позволила уменьшить ударные нагрузки, действующие на носовую оконечность при плавании на волнении, и обеспечить удачную компоновку судна в плане: каждый борт надувной «подковы» получился составленным из трех отсеков равной длины.
Секции корпуса могут быть изготовлены из стеклопластика (δ=5 мм) методом формования или напылением либо из легкого сплава (δ=2 мм). Каждая секция имеет вкладной пайол из водостойкой фанеры.
Мотор навешивается не па традиционную поперечную подмоторную доску, которую в данном случае было бы невозможно надежно связать с бортами, а на продольную под моторную раму, разгружающую транец.