Основные данные катера «Экспресс-крейсер 25»
Длина наибольшая, м | 7,72 |
Ширина наибольшая, м | 2,97 |
Осадка, м | 0,69 |
Надводный борт, м: | |
в носу | 0,98 |
в корме | 0,76 |
Вес порожнем, кг | 2087 |
Мощность двигателя, л. с. | 195 |
Скорость при полной нагрузке, км/ч | 55 |
Дальность плавания на крейсерской скорости, км | 250 |
Запас горючего, л | 189 |
Запас пресной воды, л | 38 |
Самой популярной моделью фирмы и сегодня остается разработанный несколько лет назад 25-футовый «Экспресс-крейсер 25». В последние годы по количеству реализованных судов этот катер неизменно занимает в отчетах фирмы первое место и действительно принадлежит к числу наиболее распространенных в мире относительно недорогих каютных катеров. Рекламируется он как «чистый» «Крис-Крафт», т. е. судно, в котором наиболее полно воплощена идея конструкторов фирмы. А суть этой идеи, как показывает простое сопоставление цен и технических данных сравнимых судов, в том, что для желающих обзавестись комфортабельным и быстроходным универсальным семейным катером, пригодным как для туристских путешествий, так и для воскресного отдыха, это — наиболее экономичный вариант. Действительно, размерения выбраны минимальными, чтобы удалось расположить в катере четыре спальных места и иметь удобный салон, камбуз, туалет с закрытой фановой системой (обязательный ныне на судах, эксплуатируемых в водах США и ряда европейских стран), просторный кокпит и, что играет не последнюю роль, достаточно мощный для обеспечения высокой скорости хода двигатель с наиболее простой и дешевой трансмиссией — прямым реверс-редуктором. Разумеется, при установке с угловой откидной колонкой можно было бы сэкономить метр длины катера, но полученный эффект явно свелся бы на нет более высокой стоимостью угловой колонки. Цена полностью укомплектованного «Экспресс-крейсера» — 11990 долл.
Корпус его имеет типичные для современных морских катеров обводы с повышенной килеватостью днища (около 17° у транца), с парой продольных реданов и широкими скуловыми брызгоотбойниками. Такие обводы обеспечивают мягкий ход на волне и отсутствие забрызгивания; благодаря значительной ширине катер обладает хорошей статической остойчивостью. Три основные секции пластмассового катера — собственно корпус, палуба с надстройкой и кокпит — формуются контактным методом в матрицах. Стеклоткань, пропитанная связующим, укладывается в матрицу и уплотняется вручную — прикатывается валиками. 8се лицевые поверхности получаются при этом глянцевыми и окрашенными пигментом, введенным в декоративный слой связующего, внутренние поверхности, на которых выступает текстура стеклоткани, в каюте зашиваются панелями декоративного пластика.
Кормовая часть катера длиной 3 м занята машинным отделением, ограниченным с носа водонепроницаемой и звукоизолированной переборкой. Здесь установлен бензиновый 8-цилиндровый двигатель типа «305-КС» с прямым реверс-редуктором (передаточное отношение 1:1,5), управляемым при помощи гидравлической системы. Двигатель развивает номинальную мощность 195 л. с. при 4400 об/мин; весит он 440 кг (удельный вес 2,25 кг/л. с.) и имеет габариты 1067X743X705 мм. Благодаря V-образному расположению цилиндров высоту двигателя над осью коленчатого вала удалось уменьшить до 508 мм, что и позволило расположить силовую установку под платформой кокпита.
Будет уместно остановиться на некоторых особенностях установки двигателей в закрытых отсеках. Наши правила, касающиеся прогулочных катеров, в этой части чрезмерно лаконичны (хотя не представляет секрета, что пожары в моторных отсеках возникают нередко). По правилам Американской ассоциации лодочной промышленности BIA закрытый моторный отсек должен быть снабжен эффективной приточно-вытяжной вентиляцией, которая предотвращала бы скопление взрывоопасной смеси паров горючего с воздухом, вентиляционный патрубок подачи свежего воздуха должен быть опущен в нижнюю часть отсека (по крайней мере — ниже воздухозаборного отверстия карбюратора двигателя); подобным же образом должен быть расположен и патрубок вытяжной вентиляции. Расположение вентиляционных головок на палубе должно исключать попадание газов, вышедших из отсека, в приточную головку. Площадь поперечного сечения вентиляционных отверстий строго регламентирована в зависимости от объема моторного отсека. Например, при объеме, равном 3 м3, площадь сечения приточного и вытяжного патрубков должна быть не менее чем по 110 см2 (диаметр 120 мм). Для катеров, имеющих моторный отсек значительного объема (как на «Экспрессе»), правила BIA разрешают определять необходимую площадь отверстий и в зависимости от ширины судна, исходя из нормы не менее 42,3 см2 на каждый 1 м ширины. На «Экспрессе» установлены два приточных и два вытяжных дефлектора с площадью сечения по 125 см2.
В дополнение к этому в моторном отсеке должен иметься вентилятор с приводом от бортовой электросети, удаляющий пары бензина перед пуском двигателя и при его длительной работе на малых или холостых оборотах. Производительность вентилятора подбирается таким образом, чтобы он обеспечивал полную смену воздуха в отсеке за 1,5 мин. Воздухозаборник его располагается под двигателем (но выше обычного уровня трюмной воды), где скапливается горючее или его пары. Чаще всего система зажигания двигателя блокируется таким образом, чтобы стартер включался только через две минуты: после начала работы этого вентилятора. Для обслуживания двигателя в платформе кокпита имеется люк с «потайной» крышкой.
В просторном кокпите установлены два высоких складных сиденья для рулевого и его напарника и широкий диван вдоль транца. Весь кокпит может быть закрыт легким складным тентом из прорезиненной нейлоновой ткани.
Внутреннее помещение катера невысокими (до низа окон) полупереборками разделено на форпик с двуспальной койкой и салон, в котором расположены обеденный стоп, мягкие сиденья с рундуками под ними и камбуз; по левому борту оборудован туалет. Благодаря значительной ширине рубки и большой площади остекления в каюте достаточно просторно и светло; в жаркую погоду стекла в боковых стенках рубки могут быть открыты; они выполнены сдвижными, как в обычном серванте. При устройстве на ночлег крышка стола опускается до уровня сидений, на него кладется дополнительная подушка матраца и получается вторая двуспальная койка.
Камбуз снабжен двухконфорочной плиткой, работающей на спирту, ручной помпой для подачи пресной воды к расходному крану над раковиной, холодильником с сухим льдом (объем 110 л) и шкафчиком.
Некоторые черты этого катера могут быть учтены и использованы нашими любителями-судостроителями при проектировании подобных судов. Следует только помнить, что высокую скорость «Экспресс» развивает благодаря довольно значительной энерговооруженности; на каждую 1 л. с. мощности двигателя здесь приходится всего 11,2 кг нагрузки! При установке двигателей мощностью 70—90 л. с., которые обычно используются на наших катерах, будут более целесообразны обводы с меньшим углом килеватости; потребуется также и всемерное облегчение конструкции корпуса, чтобы вывести катер на режим глиссирования.
В заключение отметим, что этот же корпус длиной 7,72 м используется фирмой и для выпуска рыболовной модификации катера «Торнамент Фишермен», широко используемого для спортивного лова рыбы на Великих озерах и в морских условиях. В частности, этот вариант пользуется большим спросом на Средиземном море; здесь его строит итальянское отделение фирмы «Крис-Крафт». Катер имеет традиционную «рыболовную» компоновку с просторным самоотливным кокпитом и небольшим закрытым убежищем с двуспальной койкой в носовой части. В кокпите также можно устроить ночлег для двух человек, разложив в койки диваны и поставив тент.
По желанию заказчика над постом управления монтируется 3-метровый трубчатый мостик для наблюдения за рыбой, а также может быть применена двухвальная установка: при суммарной мощности двух двигателей 260 л. с. скорость катера возрастает до 60 км/ч.