Польский журнал «Жагле и яхтинг моторовый» опубликовал чертежи новой яхты «Спаниелек», построенной во Франции специально для трансатлантической гонки одиночек МИНИ-СТАР-77. В отличие от гонок ОСТАР, в которых, как мы знаем, принимали участие даже «монстры» длиной 72 м, правилами этого соревнования, проводимого по инициативе англичанина В. Е. Салмона, оговорен верхний предел длины всего в 6,5 м, так что здесь речь идет о гонках одиночек на настоящих мини-яхтах.
Осенью прошлого года на «Спаниелеке» под флагом ПНР стартовал прославленный Казимеж Яворский — капитан Куба Яворский, как называют его земляки.
«Спаниелек» построен для него и по его идее, причем мысль создать именно такую яхту родилась во время пребывания знаменитого яхтсмена на выставке катеров и яхт в Париже. Над проектом вместе с Яворским работал французский инженер Жильбер Каро, он же впоследствии стал и владельцем яхты. Обошлась она не очень дорого: корпус верфь «Наутис» (под Парижем) построила по льготной цене; комплект парусов преподнес один из ведущих парусных мастеров Франции; мачту подарила известная фирма «Эрмата», такелаж и оснастку — другие предприятия, заинтересованные в международной рекламе своей продукции. Больше того: расходы по участию в гонке польского яхтсмена тоже приняла французская сторона — так много поклонников нашлось у Яворского во Франции!
По оценке капитана Яворского, корпус, отформованный из многослойного углепластика, получился прочным и легким. При водоизмещении всего 650 кг яхта несет 300 кг балласта; кроме того, высокая остойчивость яхты обеспечивается значительной шириной корпуса. Для удобства транспортировки яхты киль-плавник сделан съемным: верхняя его часть входит в колодец, раскрепленный четырьмя мощными флорами, и надежно фиксируется тремя болтами. У яхты вовсе нет носового и кормового свесов. На широкой транцевой корме, как на «Спаниеле», навешены два руля. В их плоскости на кормовой части днища установлены невысокие плавники.
Ж. Каро и К. Яворский проектировали яхту так, чтобы она при благоприятных условиях ходила в режиме глиссирования.
Интересной деталью надводной части корпуса является скула-брызгоотбойник, в носу имеющая небольшой подъем и постепенно сходящая на нет. Служит эта скула прежде всего для придания корпусу жесткости — предотвращения эффекта «скручивания». От шп. 4 в корму (до шп. 9) проходят четыре мощные продольные балки — стрингера; между ними на трубках оборудованы две койки.
Кокпит небольшой; он сделан самоотливным (с наклоном дна в корму) и в носовой части закрыт легкой рубкой-козырьком.
Под палубой в носу и в самой корме, а также в средней части яхты ниже ватерлинии выгорожены отсеки плавучести, заполненные пенополиуретаном, обеспечивающие непотопляемость в случае аварии.
Мачта на «Спаниелеке» установлена на середине длины корпуса. Над палубой она возвышается на 9 м (при длине яхты 6,5 м), имеет две пары довольно длинных краспиц. Один из ахтерштагов идет до топа мачты, другой — только до верхних краспиц. Крайние ванты широко разнесены по длине (вант-путенсы заделаны на палубе на шп. 4 и 6) с целью компенсировать отсутствие бакштагов.
Особенностью вооружения является прежде всего то, что вовсе нет гика и грота. В комплект парусов входят только пять стакселей. Вместо грота при необходимости ставится малый штормовой стаксель.
На попутных курсах на топ-штаге, оборудованном устройством для закрутки стакселя, одновременно ставятся две одинаковых генуи общей площадью 47 м2. С усилением ветра с помощью «закрутки» можно в любых пределах уменьшить их площадь, оставляя ее всегда равной для обоих парусов (то же самое можно сказать и о стакселях, которые ставятся на внутреннем штаге).
Название «Спаниелек» напоминает о яхте (специально переоборудованном «Таурусе») «Спаниель», на которой Яворский вошел в число призеров трансатлантической гонки ОСТАР-76. Как на «Спаниеле», по белому борту яхточки идет широкая красная полоса (цвета польского флага!). Тем же шрифтом нанесены и название и стартовый номер «54».
Яворский тренировался на «Спаниелеке» в Бискайском заливе, дважды попадал здесь в сильный шторм. Яворскому удавалось в течение сравнительно долгого времени поддерживать среднюю скорость 9 уз.
На старт МИНИ-СТАР-77 8 октября вышло 58 яхтсменов-гонщиков, В основном это были яхтсмены из Франции и Англии, но по одному участнику выставили ПНР, Италия, ФРГ, США, Испания, Югославия.
Из Плимута участники вышли на Канарские острова. Этот первый 1400-мильный этап не был зачетным: он помог проверить подготовку судов и капитанов к главному старту 12 ноября — на дистанции в 2500 миль от Канарских о-зоз до о. Антигуа (Малые Антильские о-за). Из Санта-Крус-де-Тенерифе стартовало уже значительно меньше участников — всего 19 яхтсменов.
Яворский предполагал пересечь Атлантику за 18—20 суток. На самом же деле переход удалось совершить лишь за 23 дня 5 часов и 45 мин. С этим результатом польский капитан стал вторым. Опередил его только один яхтсмен — француз Даниэль Гиляр на яхте «Петит дофин», которая пересекла финишную линию на 11 часов 35 мин раньше «Спаниеле-ка». Как выяснилось, Яворский затратил больше времени на выход з зону пассата; к тому же, ему пришлось уже на ходу заканчивать монтаж электронных приборов, которые установили перед самым стартом, а это, естественно, отвлекало его от управления яхтой.
Через 14 часов после Яворского с интервалом в полчаса финишировали француз X. Мабир и испанец Г. Лопец-Алонсо, а еще 3 часами позже — француз Я. ван ден Хееде.
Таким образом, Казимеж Яворский вновь продемонстрировал высокое мастерство гонщика-одиночки. Сконструированная им и Ж. Каро мини-яхта в пассатной полосе сделала рекордный суточный переход в 183 мили. (Для сравнения можно напомнить, что в кругосветном рейсе 1955—1959 гг. на иоле «Трекка» таких же размерений — длиной 6,3 м — англичанин Джон Газуэлл однажды добился результата 175 миль за сутки, вызвавшего сенсацию в парусном мире.) В целом «Спаниелек» оправдал надежды конструкторов. На обратном пути из США Яворский побывал в Париже и обменялся с Жильбером Каро мнениями о дальнейшем совершенствовании проекта.
Плавание на «Спаниелеке» через Атлантику признано в ПНР «рейсом года»: Кубе Яворскому вручен почетный приз Серебряный секстан. Можно еще добавить, что в прошлом году Яворский много и успешно выступал в различных парусных соревнованиях — как в Польше, так и за рубежом, успевая при этом работать над книгой об ОСТАР-76 и готовиться к ОСТАР-80.