Дюбуа постарался воплотить в своем проекте «двухтонника» наиболее современные тенденции во всех областях яхтенной архитектуры. Собственно, это судно было задумано для показа достижений фирмы в изготовлении высокоэффективных яхтенных парусов. И не случайно ему дали столь тенденциозное название («Авангард»): фирма с самого начала требовала от конструктора соответствующих — впечатляющих — результатов.
И точно так же не случайно для этой цели был избран именно «двухтонный» класс, который к моменту начала работы над проектом практически еще не приобрел устойчивых специфических черт. «Двухтонники» — самые крупные яхты среди судов крейсерско-гоночных классов IOR с фиксированной величиной гоночного балла. Для них эта величина ограничена 32 футами (9,76 м), чему обычно соответствует общая длина корпуса 12,5—13,5 м. Именно яхты таких размерений наиболее популярны для океанских гонок любого ранга, так как обеспечивают размещение на борту нормального экипажа из семи человек (три вахты плюс кок или капитан), достаточно мореходны для выхода на любую акваторию и развивают высокую среднюю скорость. И тем не менее можно сказать, что появление «двухтонников» во многом обусловлено ростом популярности международных гонок на Адмиральский Кубок, которые с 1967 г. ежегодно проводятся у берегов Англии. (Напомним, что к участию в них допускаются яхты с гоночным баллом не ниже 29 и не выше 42 футов). В дальнейшем предполагается уже и проведение классных (без гандикапа) гонок «двухтонников», включая и ежегодный чемпионат Мира.
Пока что этих судов построено не так уж много. Яхта стоит довольно дорого — до 20 тыс. фунтов стерлингов, а поскольку это прежде всего — гоночное судно с ограниченным комфортом, не достаточным для семейных крейсерских плаваний, охотников приобретать их значительно меньше, чем близких по размерам яхт свободных классов IOR.
Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 12,9 |
Длина по КВЛ, м | 10,4 |
Ширина наибольшая, м | 3,97 |
Осадка по КВЛ, м | 2,34 |
Водоизмещение с половинной нагрузкой, т | 8,92 |
Вес балластного фальшкиля, т | 5,3 |
Обмерная площадь парусности, м2 | 79,3 |
Чертежи «Вэнгарда» были готовы к началу 1977 г., а постройка его на верфи «Суперкрафт» в Гонконге — от разбивки на плазе до спуска на воду — заняла всего три месяца. Сразу после испытаний «Вэнгард» был срочно доставлен в Англию, чтобы успеть к старту гонок Адмиральского Кубка. В качестве шкипера яхты на этих соревнованиях выступал один из директоров «Миллера и Уитворта» — опытный парусник и гонщик Джон Оукли. 57 яхт под флагами 19 государств вели борьбу за обладание почетным призом, присуждаемым за лучший суммарный результат пяти гонок. И дебют новой яхты на большой гоночной сцене был удачным: экипаж «Вэнгарда» сумел занять общее 8-е место и обеспечил своей команде призовое 3-е место.
Первые успехи были закреплены в последующих крейсерских гонках сезона. Так что при подведении итогов навигации 1977 г. Королевским океанским гоночным яхт-клубом (RORC) оказалось, что «Вэнгард» занял почетное 3-е место (при этом учитывают сумму лучших результатов в четырех крейсерских гонках) среди всех яхт II класса IOR. Уже одно это дает основания считать, что расчеты конструктора вполне оправдались — технические решения оказались верными. Познакомимся с главными из них, насколько это возможно по предоставленным фирмой в распоряжение редакции материалам проекта.
«Вэнгард» имеет типичную для современных крейсерско-гоночных яхт архитектуру корпуса с гладкой палубой и высоким надводным бортом при умеренном водоизмещении (отношение L/D1/8=5). Характерны короткие свесы оконечностей, эффективный плавниковый фальшкиль, имеющий поперечное сечение правильного аэродинамического профиля. Полубалансирный руль, оформляющий кормовую оконечность подводной части судна, пересекает ватерлинию. В данном случае конструктор «сэкономил» обмерную длину корпуса, так как перо руля не включается в обмеры. Той же цели снижения величины гоночного балла подчинены и такие особенности обводов, как плоский участок днища при киле, большая ширина корпуса на миделе, значительный развал бортов. Чтобы такой корпус сохранял высокую скорость на крутой волне, очертаниям ватерлиний придано значительное заострение в носу и корме.
Конструктор стремился спроектировать легкий и прочный корпус, который благодаря значительной ширине и тяжелому фальшкилю (его вес составляет 60% обмерного водоизмещения судна!) имел бы повышенную остойчивость и был бы способен нести значительную площадь парусов в свежий ветер.
Корпус выклеен из стеклопластика в матрице. Сравнительно толстая обшивка подкреплена продольным набором — четырьмя стрингерами из пенопласта, обформованными стеклопластиком, и продольными стенками рундуков и коек, вырезанными из толстой фанеры и приформованными к обшивке днища. Прочность и жесткость днища между этими стенками обеспечивается установкой пенопластовых флоров, также оклеенных стеклопластиком; через пять из них проходят сквозные болты из нержавеющей стали, которыми крепится свинцовый фальшкиль. Общую поперечную прочность корпусу придают переборки из 13-миллиметровой морской фанеры. Палуба выполнена трехслойной — с легким заполнителем из бальзы между наружным и внутренним слоями стеклопластика.
Известно, что корпуса с «ромбическими» ватерлиниями имеют малый продольный момент инерции действующей ватерлинии, а потому подвержены сильной килевой качке, особенно если в оконечностях располагаются тяжелые части оборудования. Поскольку размахи качки существенно повышают сопротивление воды и снижают скорость, Дюбуа постарался сделать все возможное, чтобы уменьшить их. Наиболее тяжелые элементы нагрузки — мачта с такелажем, сменные паруса, двигатель, цистерны с топливом и пресной водой — размещены как можно ближе к центру тяжести яхты.
В результате 37-сильной четырехцилиндровый дизель «Перкинс» вместе с реверс-редуктором оказался стоящим в кают-компании; верх его звукоизолированного капота служит обеденным столом, а в кормовой каюте — основой для штурманского стола. Под диванами кают-компании разместились цистерны емкостью по 180 л — на правом борту для топлива, на левом — для пресной воды. Дополнительные 90-литровые цистерны расположены под нижними койками в кормовой каюте. Под кожухом дизеля расположена аккумуляторная 12-вольтовая батарея емкостью 120 А-ч, питающая сеть освещения, стартер двигателя и многочисленные навигационные приборы.
Объем корпуса в нос от мачты полностью отведен под парусную кладовую — ведь паруса это главный козырь «Вэнгарда» в гонках! Комплект состоит из 13 парусов (грот, 5 спинакеров, 4 генуэзских стакселя, биг-бой, ричер, дрифтер), рассчитанных на любую силу ветра и курс яхты относительно него. Паруса располагаются в удобных сетках, сплетенных из дакроновых полос, и подаются на палубу через два светлых люка (размер в свету 600X600), расположенных по сторонам от ДП. Благодаря этому можно, например, одновременно спускать один стаксель под палубу через подветренный люк и ставить другой стаксель через наветренный люк.
Бытовое оборудование отличается скромностью комплекта и легкостью конструкции. В кают-компании расположены два дивана и две подвесные трубчатые койки. Еще четыре спальных места расположены в штурманской каюте, которая имеет отдельный вход с палубы. Камбуз, работающий от газового баллона емкостью 45 л, холодильник, прокачной унитаз и парусиновые полки для непромокаемой одежды — этим, пожалуй, и исчерпывается перечень!
Зато палуба «Вэнгарда» радует глаз самого изысканного знатока парусных гонок. Здесь есть и раздельные кокпиты для рулевого и команды, и достаточно свободная площадь для работы с парусами, множество дельных вещей, направляющих рельсов для шкотов, оттяжек и прочих снастей бегучего такелажа. Полтора десятка палубных лебедок облегчают работу экипажа при постановке и управлении огромными парусами (площади генуэзских стакселей достигают 90 м2 при длине нижней шкаторины более 9 м!). Спинакер-гик крепится по-походному в специальной палубной нише, расположенной в ДП.
Продуманно расположены спасательные средства, всегда готовые к действию. В нише под пайолом кокпита команды находится 6-местный надувной плот; еще один — 4-местный плотик расположен в выгородке у кормовой переборки кокпита. Спасательные круги (точнее — «подковы») вставлены в вертикальном положении в специальные глубокие выемки, отформованные в палубе у транца и ничем в них не крепятся. Буек с вешкой помещен в наклонную трубу, выходящую в транец. При падении человека за борт рулевому достаточно дернуть за рычаг, чтобы буй соскользнул в кильватерный след. В случае внезапного погружения яхты в воду спасательные плотики и круги автоматически всплывают на поверхность без какого-либо участия экипажа.
Но, пожалуй, наибольший интерес в конструкции этой яхты представляет парусное вооружение с 17-метровой алюминиевой мачтой, шарнирно установленной на палубе. Конструктор предусмотрел «тонкую» настройку яхты путем регулировки наклона мачты на ходу судна и изменения длины топового штага. Топ мачты может отклоняться назад от своего нормального положения на 2,3 м! Для этого на топ- и ахтерштагах имеются гидравлические талрепы, а ванты закреплены строго в поперечной плоскости мачты (без обычного разноса в нос и корму), что позволяет осуществлять наклон, не меняя натяжения вант. Чтобы легкая мачта, имеющая овальное сечение (211X140 мм), не потеряла устойчивости в продольном направлении, предусмотрены штаг и бакштаги, нижние концы которых закреплены на ползунах, скользящих по направляющим рельсам на палубе.
Естественно, что топ- и ахтерштаги являются наиболее нагруженными снастями стоячего такелажа. Они изготовлены из прутка высокопрочной нержавеющей стали диаметром 10,3 мм. Из такого же прутка, но диаметром 8,8 мм, вырезаны ванты. Стараясь обеспечить нормальную работу огромных стакселей, конструктор пошел даже на то, чтобы ухудшить условия работы вант: ширина яхты не использована для разнесения вант на возможно больший угол (при ширине палубы в районе мачты 3,5 м разнос вант всего 2,5 м!). Поэтому-то для вант и пришлось использовать столь прочную и тяжелую проволоку.
Насколько эффективна настройка вооружения «Вэнгарда», можно судить хотя бы по тому, что во время испытаний яхты только регулировка наклона мачты привела (при сохранении прежнего курса и скорости ветра) к повышению скорости на 1 уз.
Однако все ухищрения конструктора и парусного мастера не привели бы к желаемым результатам, если бы экипаж по старинке руководствовался в гонке только собственным чутьем ветра и интуицией. «Вэнгард» снабжен целым комплексом дорогостоящих навигационных приборов.
Здесь есть суммирующий лаг «Хэрриер» и спидометр, показывающий мгновенную среднюю скорость, эхолот «Гектор», указатель скорости и направления вымпельного ветра, радиопеленгатор «Герои», гирокомпас «Неко» с двумя репитерами, установленными на верхней палубе и у штурманского стола. Связь с берегом и другими судами обеспечивает радиотелефонная станция «Сэйлор»: имеется и широковещательный радиоприемник «Герои».