Требования комфорта и других потребительских качеств на нем рассматривались как второстепенные, но обитаемость, однако, получилась вполне удовлетворительная, учитывая незначительный вес и размеры судна. На тримаране оборудованы три постоянных спальных места, имеются достаточные объемы для размещения снабжения, провизии и т. п. (полезный объем корпусов 8,4 м3).
Основные данные «Триоля»
Длина наибольшая, м | 6,18 |
Ширина наибольшая, м | 4,09 |
Длина бокового поплавка, м | 4,90 |
Ширина поплавка, м | 0,59 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,35 |
Минимальный вертикальный клиренс, м | 0,42 |
Вес судна без снабжения, кг | 420 |
Полное водоизмещение, кг | 860 |
Площадь парусности, м2 | 23 |
Полный объем поплавка, м3 | 0,57 |
Удлинение среднего корпуса L:В | 5,8 |
Постройка тримарана на открытом воздухе заняла у меня (работал я один) пять месяцев.
В конструкции использованы совокупности выпуклых поверхностей, обладающих большей жесткостью, благодаря чему удалось существенно облегчить набор корпуса. Для наружной обшивки и переборок использована 6-миллиметровая фанера, набор выполнен по поперечной системе. Основными несущими деталями главного корпуса и моста-крыла являются: киль; носовая переборка; носовая балка сложной объемной формы со степсом, установленным на ней; кормовая балка, собранная в виде двутавра; транец и палубный настил.
В поплавках имеется только продольный набор: гнутоклеенный киль сечением 90X30, привальные брусья 40X18, стрингера 20X10 мм. Обшивка поплавков выполнена из 3-миллиметровой фанеры, палуба — из фанеры толщиной 6 мм.
Поплавки имеют асимметричные обводы с треугольными поперечными сечениями и наибольшей выпуклостью, обращенной вовнутрь. ДП поплавка наклонена на 8°, и за счет резиновых амортизаторов и упругих сил накладных трубчатых балок поплавки могут качаться вокруг продольной оси, параллельной ДП, на 10—15°. Каждый поплавок крепится на четырех болтах М8. Благодаря эластичному креплению поплавков динамические нагрузки в соединении невелики и конструкцию мостика можно сделать более легкой.
Мачта вращается. Парусное вооружение применено от швертбота класса «М». Центровка составляет 7% длины по ватерлинии — как у килевых яхт. Однако центр бокового сопротивления поплавков смещен в нос, так как гидродинамическая поперечная сила на поплавках приложена в районе наибольшей выпуклости их погруженных поверхностей.
Внутреннее оборудование состоит из продольных ящиков-диванов, откидывающихся спинок-коек и настилов, выполняющих различные функции. Носовая переборка выполнена таким образом, что не препятствует циркуляции воздуха по всему объему.
Высота в каюте — 1,18 м. В форпике расположено постоянное двуспальное место. На крыльях мостика слева и справа находятся еще по одному спальному месту. На крыльях, в диванах, под носовым и кормовым настилами, в поплавках хранится снабжение и личные вещи экипажа. Каюты достаточно освещены. Верхняя палуба просторна и удобна для работы в любую погоду. В кокпите размещается вся команда из четырех человек.
Начальная остойчивость тримарана очень высока. Когда на один поплавок встают три человека, крен составляет не более 3—5°.
Работая гребком или галаня рулем на «Триоле» легко маневрировать на акватории стоянки. При усилении ветра это делать трудно: из-за малого веса судно легко сносит.
Вызывала опасение возможность ударов волн в нижнюю часть моста, имеющую значительную площадь и расположенную близко от поверхности воды. Но за время эксплуатации таких ударов не было даже при значительном волнении (свыше 1 м) — тримаран имеет хорошую всхожесть на волну, легко рассекает отдельные гребни усиленной лобовой частью моста. Качка становится заметной только при ослаблении ветра и соизмеримых с судном размерах волны.
Поворотливость тримарана лучше, чем у «Фолькбота». Благодаря асимметричным поплавкам тримаран идет в крутой бейдевинд с небольшим дрейфом; за счет значительной скорости его лавировочные качества уравниваются с «Фолькботом» и «Нефритом».
Наибольшая средняя скорость, достигнутая «Триолем» на переходе — 12 уз. Как и у всех легких судов скорость набирается так быстро, что иногда палуба буквально уходит из-под ног. Когда наветренный поплавок выходит из воды и наступает устойчивое движение, находясь в кокпите, испытываешь ощущение полета.
При курсе фордевинд скорость тримарана резко снижается, поэтому лучше идти курсом бакштаг, меняя галсы.
Плавучесть кормы тримарана оказывается недостаточной в слабый ветер, поэтому с командой в кокпите он идет с дифферентом на корму, но при усилении ветра подветренный поплавок входит полностью в воду и выравнивает судно.
Управление тримараном весьма своеобразно и требует навыков. Отсутствие глубоко опущенных швертов позволяет ходить на глубинах до 0,5 м. Но в сильное волнение это делать не стоит, так как возможны удары корпусом о дно. Удобна высадка на берег — со всем крейсерским снабжением судно буквально выскакивает на глубины порядка 0,2 м.
Тримаран оказался чрезвычайно чувствительным к настройке вооружения. Даже степень набивки лат в карманах паруса заметно сказывается на скорости.
Построенный тримаран, являясь экспериментальной моделью, на мой взгляд, дал интересный материал для проектирования и строительства большого гоночного судна на современном уровне. Дальнейшие испытания «Триоля» будут проведены с инструментальными замерами, которые предполагается обработать по современной методике. Количественные оценки в большей степени смогут быть использованы для проектирования гоночного тримарана.