«П-240» — универсальная пластмассовая лодка, на которой можно Передвигаться под веслами, парусом или мотором. Ее назначение — прогулки и рыбная ловля. Небольшие размерения не позволяют рассчитывать автомобильную лодку на перевозку трех взрослых человек со стандартным весом по 75 кг. Поэтому, исходя из реальных возможностей, ее полезная нагрузка была принята равной 180 кг («П-240» — лодка для семейных прогулок — муж, жена и ребенок; вес, соответственно — 75, 65 и 40 кг). Грузоподъемности такой лодки достаточно, чтобы два человека могли взять с собой снаряжение для рыбной ловли или для двухдневной поездки с ночлегом на берегу. Один рыболов или турист может взять с собой запасы и снаряжение и для более длительного путешествия. Одного стандартного бачка с топливом хватит, чтобы на такой лодке под мотором «Салют» проплыть не менее 150 км.
По своим размерениям «П-240» близка к зарубежным лодкам аналогичного назначения и вместимости. Прямоугольная в плане форма палубы позволяет наиболее полно использовать принятые размерения, а большая полнота ватерлинии обеспечивает хорошую остойчивость.
Трехкилевые обводы «П-240» отличаются от тримаранных, принятых на большинстве зарубежных автомобильных лодок, формой носовой оконечности. Ветви носовых шпангоутов имеют большой развал, а скуловые образования начинаются лишь с третьего теоретического шпангоута. При этом ширина днища от носовой оконечности уменьшается незначительно, а сама оконечность сохраняет над водой достаточно большой объем. Похожая форма носовой оконечности применялась ранее лишь на английских лодках: мотолодке «Томбой» и восьмифутовом швертботе «Томтумб» (сборник №55, 1975 г.).
Такая форма носовой оконечности по сравнению с тримаранными и катамаранными формами зарубежных автомобильных лодок дает следующие преимущества:
- меньший дифферент при ходе под мотором, что особенно важно, когда в лодке находится один водитель;
- меньшее сопротивление движению;
- меньшее забрызгивание и большая мягкость хода против волны.
Обводы лодки «П-240» позволяют ей не только ходить под мотором в водоизмещающем режиме, но и глиссировать с одним водителем под мотором мощностью 8 л. с.
Лодка «П-240» может иметь двухкорпусную конструкцию, аналогичную «Спортиаку-2» (сборник №24 за 1970 г.), либо однокорпусную, подобную «Терхи-240» (сборник №55 за 1975 г.).
При промышленной постройке предпочтительнее первый вариант, так как двухкорпусная конструкция обладает большей жесткостью корпуса и непотопляемостью, а также облегчает оборудование лодки перекладной банкой и носовой банкеткой.
Для любительской постройки удобнее однокорпусный вариант; корпус может быть отформован и обработан непосредственно на болване, без изготовления матрицы. Для повышения жесткости такой однокорпусной лодки банку гребца следует сделать несъемной, а по кромке бортов установить привальный брус, либо утолщить фланцы.
Модель «П-280» — гребная лодка, предназначенная для прогулок, рыбной ловли и охоты. При ее проектировании основное внимание уделялось обеспечению легкости хода под веслами с одним или двумя пассажирами. Поэтому длина по ватерлинии близка к предельной для ее размерений. Носовые ватерлинии выполнены достаточно острыми, а батоксы имеют плавный подъем к транцу.
В конструкции этой лодки, как и в конструкции «П-240», оптимальная дифферентовка при изменении нагрузки достигается за счет перекладной банки для гребца.
Обводы лодки «П-280» должны обеспечить ей хорошие ходовые и лавировочные качества и при движении под парусом. В то же время подъем батоксов к транцу вызовет появление большого ходового дифферента под мотором. Поэтому лодка с одним водителем сможет эксплуатироваться лишь под мотором небольшой мощности, например, под двухсильным «Салютом». При полной нагрузке либо при установке удлинителя румпеля лодка может эксплуатироваться и под более мощным мотором.
Лодка «П-280» имеет однокорпусную конструкцию. Поперечная жесткость корпуса обеспечивается несъемной носовой банкой. Если пассажира в лодке нет и гребцу необходимо переместиться ближе к миделю, в качестве сиденья используются перекладная кормовая банка либо шверт.
«Д-260» — гребная дюралевая лодка, по своим размерениям и назначению незначительно отличается от «П-240» и «П-280». Главное ее отличие — материал корпуса. Он и дает «Д-260» целый ряд преимуществ:
- вес лодки приблизительно на 30% меньше, чем пластмассовой, что значительно облегчает погрузку, снятие с багажника и переноску, позволяет перевозить лодку на легковом автомобиле любого типа, включая «Запорожец»;
- стоимость лодки при промышленном изготовлении может быть вдвое меньшей, чем у пластмассовой;
- применение легкого сплава обеспечивает возможность ее массового выпуска, тогда как массовый выпуск пластмассовых лодок ограничивается дефицитом материала и недостаточной механизацией процесса их производства.
Правда, применение легкого сплава требует упрощения обводов (по сравнению с обводами пластмассовых лодок), что обусловливает снижение некоторых эксплуатационнотехнических характеристик лодки. Обводы «Д-260» имеют разворачивающиеся на плоскость поверхности днища и бортов. Это значительно упрощает технологию постройки лодки, т. к. позволяет обшивать корпус листами легкого сплава без их предварительной гибки или штамповки.
От пластмассовых лодок обводы «Д-260» отличаются большей полнотой, заглублением транца и меньшим заострением носовых ватерлиний. Для увеличения надводного объема носовой оконечности при одновременном сохранении достаточной остроты носовых ватерлиний скула выведена не к форштевню, а к борту.
Чтобы практически проверить основные эксплуатационно-технические характеристики лодки «Д-260» в институте был построен ее натурный образец с фанерной обшивкой. Первым «проэкзаменовал» лодку видный специалист в области гидродинамики судов д.т.н. А. А. Русецкий.
Поскольку испытания были совмещены с «автомобилизированным» отпуском, они практически идеально соответствовали условиям реальной эксплуатации подобной лодки. «Д-260» совершила длительное путешествие на багажнике «Москвича», испытывалась на Азовском море, Чудском озере и под Ленинградом, ходила на веслах, под мотором и под парусом с различной нагрузкой, в различных условиях.
Испытания подтвердили первые впечатления о «Д-260» как о надежном суденышке, обладающем всеми необходимыми для картопа качествами. Всюду, где она побывала автомобилисты, рыболовы и просто любители отдыха на воде интересовались, где и по какой цене можно приобрести такую лодку.
Осенью испытания были продолжены. Несколько выходов были сделаны в дни, когда даже на закрытой акватории сила ветра достигала шести баллов.
На спокойной воде лодка шла не хуже классического фофана, легко достигая скорости 7,2 км/ч. Однако увеличить скорость до 7,6 км/ч удавалось лишь мастеру спорта по гребле (при этом, как выяснилось позднее, он «тянул» не хуже двухсильного мотора «Салют»). А вот грести против ветра и- волны высотой 0,4 м было намного труднее, чем на фофанф В этих' условиях легкую короткую.‘лодку труднее удерживать на курсе, а поддержание хода требует большей частоты гребков. После получаса такой работы целесообразность установки на картопе подвесного мотора или паруса уже не вызывает у гребца сомнений. Под мотором «Прибой» лодка с водителем и пассажиром шла не намного быстрее, чем под «Салютом». Зато с одним водителем, переместившимся на расстояние вытянутой руки от мотора, она пошла неожиданно резво — 19 км/ч!
Испытания «Д-260» под мотором и на веслах показали, что при разработке обводов двухместной автомобильной лодки необходимо уделить особое внимание выбору формы ее носовой оконечности. Из-за небольшой длины корпуса лодки пассажир, и водитель (или гребец) вынуждены располагаться вблизи ее оконечностей. Такое размещение нагрузки мешает лодке «отыгрываться» на встречной волне и способствует забрызгиванию. Наиболее предпочтительна поэтому форма носовой оконечности универсальной лодки «П-240». На лодке «Д-260» для предотвращения забрызгивания необходима. установка вдоль верхней кромки борта привального бруска шириной не менее 4 см.
Лодка была испытана также с парусным вооружением швертбота «Оптимист». По общему мнению испытателей, в роли парусного судна «Д-260» вела себя наилучшим образом: показала хорошие ходовые и лавировочные качества, легко маневрировала и практически не забрызгивалась при любых курсовых углах к волне.
Результаты испытаний показали, что автомобильную лодку «Д-260», спроектированную в качестве гребной, можно практически считать универсальной.
При постройке любителями фанерной лодки «Д-260» рекомендуем следующие изменения по сравнению с приведенным теоретическим чертежом и конструкцией, изображенной на фотографии:
- увеличить высоту борта на 40—50 мм (это уменьшит забрызгивание лодки и увеличит возвышение уключин над носовой банкой, что удобнее для гребца);
- верхнюю линию транца сделать не прямой, а выпуклой на 40 мм (при прохождении волны всплеск за кормой происходит в средней части транца);
- конструкцию лодки надо сделать аналогичной тузику «Джек Шпрот» (сборник № 55, 1975 г.), что позволит уменьшить вес лодки и повысить удобство размещения в ней.