Какие трудности встретились при постройке? Прежде всего — изготовление дуг шпангоутов. Было испробовано много вариантов. Остановились на выклеивании шпангоутов из 3-миллиметровых реек в специальном винтовом прессе.
Основные данные
Длина, м | 5,6 |
Ширина наибольшая, м | 2,0 |
Ширина лыж, м | 0,23; 0,23; 0,23 |
Вес, кг | 270 |
Пакет нарезанных (толщиной 3 мм) реек с двух сторон промазывался казеиновым клеем с добавкой 10—15% цемента марки 400. Весь процесс запрессовки составлял 15—20 минут. Через сутки заготовку распрессовали, строгали одну кромку и распилили вдоль на выбранную толщину шпангоута. Из одной заготовки получались две дуги толщиной по 17 мм. Получились они очень прочными и легкими.
Плазовая разметка всех шпангоутов делалась уже с учетом стоек рундуков. Для сборки шпангоутов изготовили мощный щит 2100X1000, в котором в нужных местах были насверлены отверстия для крепежных болтов. Дуги шпангоутов укладывались по линиям разметки и прижимались к щиту металлическими планками с помощью этих болтов, после чего можно было обрезать заготовки без опасения их сдвинуть. Готовые шпангоуты покрывались двумя-тремя слоями олифы или бакелитового лака (кроме наружных кромок).
Корпус собирался килем вверх. Сложность при этом представила лишь установка скуловых стрингеров и сборка центральной лыжи (в носовой части корпуса следует собирать все Изгибаемые по месту связи продольного набора из реек малого сечения). Весь набор собран на казеиновом клее с добавкой 10—15% цемента и запрессовкой шурупами.
Обшивка корпуса производилась листами стеклотекстолита толщиной 0,75—1 мм. Начинать надо с тоннелей. От транца до шп. 5 корпус обшивался отдельными листами; стыки делались внахлестку с перекроем 60—70 мм и последующей клепкой. В нос от шп. 5 корпус обшит рейками 20X4 на эпоксидной смоле и шурупах. Затем все неровности, головки шурупов и т. п. опиливались рашпилем, стеклотекстолит тщательно зачищался крупной наждачной бумагой. Зачищенный корпус промывался водой и протирался ацетоном. Первый слой смолы тщательно втирался кистями, было дано время на просушку до отлила, после чего наносился второй слой смолы и корпус оклеивался двумя (лыжи — четырьмя) слоями стеклоткани.
Когда корпус был оклеен, на него дополнительно нанесли слой смолы, а на следующий день, пока смола не встала, тщательно прошпаклевали два-три раза жидкой шпаклевкой на основе эпоксидной смолы с наполнителем (алюминиевая пудра или просеянный цемент марки 400). По мере высыхания эпоксидной смолы корпус зачищался наждачной бумагой, выравнивались мелкие изъяны; затем днище было окрашено.
После окончательной постройки чуть выше кромок бортовых лыж поставлены брызгоотбойники. Фальшборт высотой 130 мм сделан из пенопласта ПХВ и оклеен слоем стеклоткани. Высота транца 400 мм. Расстояние между осями моторов «Москва-25» 530 мм. От шп. 9 до шп. 13 в центральную лыжу вмонтирован бак емкостью 120 л. Корпус получился весом около 270 кг.
В процессе эксплуатации моя лодка, получившая название «Дема», уже немало ходила по Неве. Рыскливости по курсу совершенно нет, маневренность отличная. Даже на полном ходу руль свободно можно перекладывать на 90°, кавитация винтов и при этом отсутствует. Осадка на полном ходу порядка 60—70 мм. Скорость с пятью пассажирами, полным запасом туристского снаряжения и топлива 32—35 км/ч. «Суперкосатка» под двумя «Вихрями» с тремя пассажирами отстает от «Демы» с такой же нагрузкой.
Об остойчивости и мореходности саней Фокса можно рассказывать много, но все будет сводиться к тому, что им нет равных. Для туристских путешествий это просто незаменимое судно! В рубке свободно спят пять пассажиров. Весь багаж укладывается в лыжи и носовой отсек; рубка и кокпит остаются совершенно свободными.
В заключение хочу сказать: сани Фокса — один из перспективных типов туристских судов. Они понравятся любителям и дальних походов, и воскресных прогулок.