Основные данные байдарки «Таймень-1»
Длина наибольшая, м | 4,05 |
Длина по ватерлинии, м | 3,91 |
Ширина наибольшая, м | 0,75 |
Ширина по ватерлинии, м | 0,68 |
Высота до «привального бруса» (края деки), м | 0,25 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,14 |
Выпуск одноместной байдарки пополнит число любителей водного туризма благодаря таким ее свойствам, как сравнительно малый вес (в упаковке до 22 кг), простота конструкции, быстрота сборки (20 мин) и разборки (8—10 мин). Хорошая маневренность и легкость хода позволяют использовать лодку в соревнованиях по технике водного туризма и для прохождения маршрутов практически любой категории сложности. Достаточная грузоподъемность (150 кг) позволяет во время прогулок или в аварийных ситуациях использовать ее как двухместную.
В отличие от «Салюта», непотопляемость «Тайменя» обеспечивается вкладываемыми под деку мягкими емкостями — шестью термоупаковками (по одной в носу и корме и четырьмя по бортам). При испытаниях кто-то из членов комиссии пошутил, что на байдарке с таким комплектом надутых емкостей можно плавать и без оболочки. И действительно, суммарный объем воздуха в термоупаковках составляет 130—140 л; можно спокойно грести в байдарке, до фальшборта залитой водой. Мешки-термоупаковки снабжены открывающимися горловинами для размещения в них багажа, а также ниппелями для поддува воздуха.
Управление байдаркой педальное, причем положение педалей по длине можно регулировать в зависимости от роста гребца (площадка педалей крепится на кильсоне в одном из трех положений).
Байдарка упаковывается не в два, как «Салют», а в одно место — мешок-рюкзак, имеющий габариты 1,1X0,4X0,2 м. По пожеланиям туристов, совершающих походы по сложным маршрутам, в комплект байдарки введен надежно герметизирующий вырез кокпита фартук со «срывной юбкой». Придается кусок ткани оболочки размером 4,0X0,3 м, предназначаемый для ремонта и наклейки защитных полос-протекторов на днище по стрингерам.
В каркасе байдарки «Таймень» совершенно отсутствуют деревянные детали. Фальшборты, которые в заметке "«Таймень-1» проходит испытания" ошибочно названы деревянными, на самом деле тоже сделаны из дюралевых трубок. Деревянным осталось только сиденье. Все металлические детали защищены антикоррозионными покрытиями.
Штевневые узлы и два крайних шпангоута каркаса байдарки сделаны взаимозаменяемыми, что значительно упрощает сборку и разборку. Каркас имеет разъемы по всем трем шпангоутам. Таким образом, длина элементов продольного набора лишь немногим больше метра, что и позволило удобно разместить все детали в одном упаковочном мешке.
Заостренная не только в носу, но и в корме форма кокпита в плане дала возможность избавиться от задней поперечной спинки, обеспечила удобное крепление фартука и улучшила внешний вид байдарки. Как показал опыт, в кормовой части кокпита — за спиной гребца удобно располагать такой туристский инвентарь, как ведра или котелки с посудой. Остальной багаж раскладывается по термоупаковкам, которые подвязываются к привальным брусьям.
С конструкцией описываемой байдарки можно познакомиться по рекомендуемому порядку сборки ее. Носовой штевневой блок 22 соединяется при помощи пружинных фиксаторов с носовым кильсоном 6, причем на эти же фиксаторы устанавливается и носовой шпангоут 21. На кронштейнах шпангоута фиксируются носовые звенья привальных брусьев 18, стрингеров 19, а на верхнем фиксаторе — мидельвейс 4.
Аналогичным образом собирается кормовой штевневой блок со шпангоутом 12, кормовым кильсоном 9 и кормовыми звеньями привальных брусьев и стрингеров. При этом замыкающие концы носовых и кормовых звеньев привальных брусьев и стрингеров должны попарно соответствовать друг другу. На кормовой кильсон 9 устанавливается и крепится при помощи пуговичного и пружинного фиксаторов накладной пайол 8 с закрепленной на нем педальной площадкой рулевого управления 7.
Собранные таким образом носовая и кормовая половины каркаса вставляются в распор в соответствующие концы оболочки 1; при этом шип носового кильсона входит в паз кормового. Кильсон опускается, обеспечивая продольное натяжение оболочки, и с помощью педальной площадки 7 запирается на одном из трех фиксаторов носового кильсона.
Соединяются соответствующие концы привальных брусьев и стрингеров, после чего вставляется средний шпангоут 17, лапки которого заходят под рыбину накладного пайола. Положение шпангоута фиксируется после установки сиденья 16, которое снабжено поворотными язычками, заходящими за уголки пайола. Можно отметить, что применен оригинальный узел соединения продольного набора со средним шпангоутом.
Оболочка 1 снабжена по периметру кокпита замкнутыми карманами, в которые вставляются четыре планки 24. Через отверстия в планках (и, соответственно, в карманах) пропускаются резьбовые втулки всех шпангоутов, а также спинки 15 и носового бимса 20. На резьбовые втулки устанавливаются фальшборты 13, имеющие скользящее соединение (труба в трубе) в районе миделя, после чего заворачиваются винты-барашки, обеспечивающие поперечное натяжение оболочки.
На штырь 2 навешивается руль 10. Штуртросы 25 (капроновый шнур) пропускаются через капроновые кольца — «клюзы», расположенные на деке, и крепятся концами к румпелю 11 и педалям. На носу, корме и по бортам размещаются термоупаковки 5 и 23.
Фартук 14 крепится на фальшбортах при помощи винтов-барашков, после чего обтягивается и завязывается под фальшбортами шнур, пропущенный по периметру внешней кромки фартука. Внутренняя кромка фартука снабжена дюралюминиевым овалом, на который надевается «юбка» 3 гребца. Такая система хорошо зарекомендовала себя в самых сложных условиях плавания.