Из других особенностей обводов «Радуги-41» можно отметить широкую палубу в носовой части, хорошо отражающую вниз брызги, и отгибы днища вниз у скулы. Плоский участок скулы в районе 4—6 шпангоута, имеющий больший угол атаки по отношению к днищу, улучшает выход лодки на глиссирование при большой нагрузке, позволяет совершать крутые повороты на полной скорости, не опасаясь за остойчивость.
Основные данные
Длина наибольшая, м | 4,10 |
Ширина, м | 1,98 |
Высота борта, м | 0,78 |
Вес корпуса, кг | 110 |
Рекомендуемая мощность мотора, л. с. | 25-50 |
Допустимая нагрузка, кг | 400 |
Оптимальный вариант моторной установки для этой мотолодки — два подвесных мотора «Нептун-23». При использовании «Радуги» для прогулки (1—2 человека, 20 — 40 л топлива) с гребными винтами увеличенного шага может быть получена максимальная скорость хода свыше 60 км/ч. Так, при установке двух 20-сильных «Вихрей» с гребными винтами, имеющими шаг 360 мм, была получена скорость 62 км/ч с одним водителем и 59 км/ч с нагрузкой два человека.
Дополнительные удобства для пассажиров «Радуги» представляют глубокий кокпит, хорошо защищенный от ветра и брызг высокими комингсами и лобовым стеклом, мягкие сиденья.
Постройка лодок подобного типа неоднократно описывалась на страницах сборника1, поэтому обратим внимание лишь на отдельные особенности технологии сборки и конструкции «Радуги-41».
Собирая шпангоут 5, рейку 42 приклеивать не надо, так как платформа 15 заводится в собранный корпус через тот же шпангоут. Шергень-линию для стапельной сборки рекомендуется провести на высоте 435 мм от основной линии — корпус удобнее собирать вверх килем. Когда шпангоуты выставлены на стапель и проверены, к шп. 2 нужно выставить шельф 3, установить и закрепить шп. 1 и носовую точку шельфа. Затем врезаются рейки продольного набора и киль. Все соединения выполняются на эпоксидном клее.
Листы бортовой обшивки по нижней кромке обрезаются по данным теоретического чертежа после установки, чтобы образовать отгибы по скуле. Затем на участки днища у скулы выкладывается пенопласт, который приклеивается к днищу и бортам и обрабатывается по обводу корпуса. Все днище тщательно шлифуется шкуркой и шпаклюется, затем оклеивается одним слоем стеклоткани типа АСТТ-б-С2 сатинового переплетения. Предварительно обработанные по данным таблицы ординат продольные реданы устанавливаются по разметке на днище и также оклеиваются полосками стеклоткани.
Корпус после сборки снимается со стапеля и переворачивается в нормальное положение. До зашивки палубы необходимо вклеить платформу 13 и смонтировать подмоторную нишу. Блоки пенопласта, общим объемом 200—300 дм3, обеспечивающие непотопляемость лодки, необходимо разместить под палубой, по бортам и под платформой. Изнутри корпуса транец по периметру, а также паз днищевой и бортовой обшивки необходимо оклеить мокрыми угольниками из полосок стеклоткани на эпоксидном связующем.
Конструкция кресел рассчитана на то, чтобы их можно было снимать на стоянке и размещать между шпангоутами 2 и 3. Складной щит 13, который закрывает вырез в платформе, становится пайолом и во время движения помещается между 3 и 4 шп.
В заключение следует заметить, что «Радуга-41» была построена в 1974 г., и за два сезона ее успешной эксплуатации на ней пройдено около 7000 км по рекам и озерам Северо-Запада.