Мотолодка имеет остроскулые обводы, незначительную килеватость днища, плоский наклонный транец, оборудованный под установку подвесного мотора мощностью до 20 л. с., бортовые були.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 3,60 |
Ширина наибольшая, м | 1,40 |
Высота борта на миделе, м | 0,55 |
Вес мотолодки со снабжением и оборудованием, кг | 108 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Скорость под мотором «Вихрь-20», км/ч: | |
при полной нагрузке | 34 |
с одним водителем | 40 |
Несмотря на небольшие размеры, «Неман» имеет традиционную планировку глиссирующей мотолодки: нос запалублен, на двух поперечных жестких диванах размещается четыре человека. Под каждым сиденьем оборудован багажник; в заднем багажнике помещаются два штатных «вихревских» бачка. Ветровое стекло защищает водителя от ветра и брызг, предусмотрена установка рулевого управления, есть и основание для крепления дистанционного управления мотором. Мотолодка не заливается волной с транца — есть подмоторная ниша.
Для обеспечения непотопляемости вдоль каждого из бортов под планширем прикреплены пенополистироловые блоки плавучести, размещены они также под носовой палубой и в корме. Полностью залитая водой лодка остается плавать на «ровном киле».
Бортовые були создают дополнительную безопасность в плавании: при резком повороте они входят в воду, возникающая на них дополнительная подъемная сила препятствует увеличению опасного крена. Помогают онн и при чрезмерной нагрузке, выполняя роль дополнительных скул. Мотолодка оборудована также носовым рымом, двумя швартовными утками, двумя подуключинами.
В снабжение «Немана» входят; два распашных весла с уключинами, черпак со штертом, спасательный линь, комплект съемных сланей и ремонтная аптечка.
«Неман» — цельносварная мотолодка. В качестве материала корпуса применен алюминиевый сплав АМг-5М, который позволяет применять объемную штамповку, контактную и аргонодуговую сварку без предварительной термообработки, которой требует дуралюмин.
Однако прочность сплава АМг в полтора раза ниже, чем дюраля. Поэтому толщина примененных на «Немане» листов сплава несколько увеличена по сравнению с обычными дюралевыми лодками: толщина наружной обшивки и транца 2 мм, палубы — 1,5 мм. Но благодаря применению объемной штамповки, при которой днище с продольными гофрами и кормовыми частями бортов получается целиком из одного листа, удалось отказаться от продольного набора; это, а также сокращение общей длины стыковых и пазовых соединений за счет уменьшения количества деталей корпуса позволило уложиться в вес чуть больше 100 кг.
Поперечный набор состоит из семи флоров. К основным деталям корпуса относятся транец, палуба с набором, левая и правая носовые части борта, два планширя с подшивкой (левый и правый), а также подмоторная ниша, увеличивающая прочность транца. Все эти детали штампуются на прессе. Секции между собой соединяются аргонодуговой сваркой.
К сожалению, недостаточная мощность пресса и трудности в изготовлении штампа не позволили сделать глубокую вытяжку днища, что увеличило бы килеватость в носу и на миделе. А с теперешним днищем ход лодки на волнении недостаточно мягкий.
Полностью сваренная лодка частично шпаклюется, покрывается грунтом и окрашивается эмалевой краской ХВ16 в два цвета.
«Неман» — самая дешевая из выпускаемых сейчас металлических лодок — ее цена 290 руб. Необязательно ставить на нее мощный и дорогой мотор: лодка неплохо идет и под моторами средней мощности — «Ветерками», «Москвой-12,5». Например, на восьмых всесоюзных соревнованиях на приз сборника в Новгороде «Неман» успешно прошел всю маршрутную гонку с «Ветерком-12» и показал среднюю скорость 30,85 км/ч, заняв четвертое место в своем классе.
Самым оптимальным для «Немана» будет «Ветерок-14»; с тремя пассажирами на борту лодка под этим мотором устойчиво глиссирует. Так что для тех, кто предпочитает плавания по спокойным речкам и небольшим озерам, эта лодка может быть самой подходящей.
К сожалению, ее нельзя порекомендовать автомобилисту, так как вес и длина «Немана» для перевозки на багажнике слишком велики.
Лодка очень неприхотлива. Алюминиевый сплав АМг-5М обладает достаточной стойкостью к коррозии как в пресной, так и в морской воде. Между навигациями «Неман» можно хранить прямо на берегу: достаточно снять стекло, убрать слани, снабжение и перевернуть ее килем вверх.