Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» — это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению.
Основные данные мотолодки «Москва-2»
Длина наибольшая, м | 5,11 |
Ширина наибольшая, м | 1,98 |
Высота борта на миделе, м | 0,93 |
Водоизмещение полное, кг | 1000 |
Длина каюты, м | 2,0 |
Ширина каюты, м | 1,40 |
Высота каюты, м | 1,25 |
Пассажировместимость, чел. | 4—7 |
Количество спальных мест 4 Допустимая мощность мотора (моторов), л. с. | 60 |
Скорость под двумя моторами мощностью по 25 л. с. при водоизмещении | 1000 кг, км/ч. |
Появлению «Москвы-2» предшествовал анкетный опрос торговых баз спорткультторгов Министерств торговли РСФСР и СССР и населения. Выяснилось, что любители водного отдыха желали бы ровно половину всех выпускаемых для продажи населению прогулочных судов видеть крупными каютными катерами (по Киевской области, к примеру, за это высказалось 70% водномоторников). Многие высказывали и конкретные пожелания: по сравнению с популярным «Прогрессом» новая лодка должна быть на 0,5—1 м длиннее, стать шире и просторнее, иметь больший надводный борт и главное — каюту. Проектанты постарались максимально учесть пожелания будущих покупателей.
После отработки в опытовом бассейне для новой лодки были приняты плоско-килеватые обводы с углом килеватости на транце 14°. «Москва-2» успешно преодолевает волны высотой 0,75—1,20 м.
Обшивка бортов и днища разворачивается на плоскость и при изготовлении не требует штамповки, что значительно облегчает технологический процесс. Обшивка корпуса, переборки, флоры и рубка изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМг-5М — он хорошо сваривается, не подвержен коррозии, пластичен и недорог. Толщина листов обшивки днища — 2 мм, бортов, палубы и рубки — 1,5 мм. Набор изготовляется из профилей алюминиевого сплава марки АМг-61.
Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.
Особое внимание при проектировании было уделено условиям обитаемости, чтобы мотолодка была удобна не только для прогулок, но и продолжительных туристских плаваний всей семьей.
По длине корпус мотолодки разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит.
Каюта оборудована мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик снимается и убирается в рундук, а в проход между диванами укладываются подушки кормового дивана из кокпита; на такой постели могут разместиться 3—4 человека. На крыше каюты предусмотрен люк, что позволяет в случае необходимости загружать или выгружать багаж непосредственно из каюты; люк можно использовать также в качестве вентиляционного или аварийного. Переднее и бортовые стекла — неоткрывающиеся, уплотнены резиновым профилем. В переборке, отделяющей каюту от форпика, также предусмотрен люк, что позволяет использовать внутренность форпика для хранения различного снабжения и имущества. Каюта отделяется от кокпита переборкой и двустворчатой открывающейся дверью.
В кокпите размещаются два кресла, пульт управления лодкой и кормовой диван. За кормовым диваном расположена водонепроницаемая моторная ниша. Кокпит в случае непогоды может быть закрыт тентом. При необходимости в нем могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах, для этого кресла складываются и убираются в борта. Для установки любого из типов выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено место в районе кормовой переборки с левой стороны от водителя.
Для буксировки и швартовки мотолодки на палубе установлены три утки-рыма: один в носу, два — в корме по бортам. Сигнальные огни, питающиеся от электросистемы подвесного мотора или автономного аккумулятора, позволят в случае необходимости плавать в темное время суток. Предполагается снабжать мотолодку спасательным кольцом с линем, черпаком, флагом-отмашкой, ремонтной аптечкой и двумя веслами-гребками.
Мотолодка испытывалась под всеми серийно выпускаемыми нашей промышленностью подвесными моторами. Например, под подвесным мотором мощностью 30 л. с. скорость с полной нагрузкой составила 17 км/ч, а под восьмисильным «Ветерком» — В км/ч.
Предельно допустимая мощность подвесного мотора для «Москвы-2» по действующим нормам равна 90 л. с., однако в связи с тем, что в настоящее время промышленностью не выпускаются двигатели такой мощности, допустимая суммарная мощность подвесных моторов ограничена 60! л. с. С появлением более мощных моторов после проведения повторных ресурсных испытаний допустимая мощность подвесного мотора будет увеличена.
Для удовлетворения спроса на прогулочные катера конструкторами ЦКБ «Нептун» на базе мотолодки «Москва-2» разработан проект катера со стационарным двигателем — «Москва-2К».
Общее расположение катера не отличается от расположения мотолодки, за исключением кормовой части кокпита, который несколько сокращен по длине для установки двигателя «М60К» (конверсия автомобильного двигателя «Москвич-41 2Л») номинальной мощностью 60 л. с. Для передачи мощности двигателя на гребной винт использована поворотно-откидная колонка «ПОК-55».
Моторный отсек отделен от кокпита переборкой, а сверху он закрывается двумя крышками. Кормового дивана в катере, в отличие от мотолодки, нет. При устройстве на ночлег в каюте между диванами прокладывается мягкий матрац, специально включенный в снабжение катера. Пассажировместимость «Москвы-2К» — 4 человека. Грузоподъемность 400 кг (100X4).
Полное водоизмещение катера около 1150 кг, а скорость хода при этом на тихой воде около 36 км/ч. Вкладной бензобак имеет емкость 100 л.
Катер и мотолодку предполагается строить в единой технологической оснастке на одной конвейерной линии. Их постройка поручена Черноморскому судостроительному заводу в г. Николаеве и Рыбинскому судостроительному заводу. Серийное производство предполагается начать с 1976 года; увидеть мотолодку можно уже в этом году на экспозиции ВДНХ. Ориентировочная стоимость мотолодки «Москва-2» (без подвесных моторов) 1500 рублей, а катера «Москва-2К» — 3700 рублей.