Понятно, что многие автомобилисты мечтают иметь всегда готовую к спуску на воду и портативную — приспособленную для перевозки на машине лодку, не требующую больших забот при эксплуатации и хранении. При наличии трейлера осуществить это желание довольно просто, выбрав любую из имеющихся в продаже моделей массовых лодок, однако трейлеры промышленностью пока не выпускаются. Поэтому, по нашему мнению, сегодня интерес представляют прежде всего лодки, которые могут перевозиться на верхнем багажнике автомобиля (лодки — «картоп», как их называют в международной практике). Имеются в виду лодки с жесткими — неразборными корпусами, обладающие рядом преимуществ перед лодками разборными (складными, секционными, надувными): большей надежностью и долговечностью, а главное — постоянной готовностью к эксплуатации. Минус только один: жесткие неразборные лодки труднее хранить. Но ведь и число автомобилистов, имеющих достаточно просторные гаражи или проживающих в сельской местности, где проблема «вспомогательных» площадей не так остра, составляет огромную цифру!
Информация об изображении
Эти остроносые лодки даже при большой длине не мешают водителю видеть светофоры
Лодка на багажнике, в отличие от варианта с трейлером, практически не снижает проходимости и маневренности автомобиля, однако она должна удовлетворять определенным ограничительным условиям.
Эти остроносые лодки даже при большой длине не мешают водителю видеть светофоры
Первое ограничение — суммарный вес лодки и багажника: он но должен превышать для самых массовых у нас машин1 «Жигулей» — 50 кг и для «Москвича» — 40 кг. При этом автоматически будет выполняться и другое важное условие — возможность погрузки лодки и снятия с крыши силами двух человек без каких-либо специальных приспособлений.
Уложенная на багажник лодка не должна далеко нависать над лобовым стеклом — иначе она будет мешать водителю видеть светофоры. Центр тяжести лодки надо расположить над багажником, поэтому она не должна далеко выступать и над задним стеклом. Наконец, правила ГАИ просто не разрешают перевозить багаж, который более чем на 0,5 м выходит за габарит машины.
Таким образом получается, что автолюбитель может перевозить на «Жигулях» лодку длиной не более 2,5—2,6 м, если она будет уложена на багажник вверх дном. При перевозке килем вниз, когда носовая часть лодки ухудшает обзор в меньшей степени, допустимая длина возрастает до 3 м; узконосую байдарку можно погрузить и еще более длинную — вплоть до 4 м. (При установке поддерживающей стойки на заднем бампере длину даже широкой лодки можно будет увеличить до 3,2 м, но этот вариант, требующий устройства специальных приспособлений, мы сейчас рассматривать не будем.)
Ширина лодки условиями перевозки практически не лимитируется, так как габаритная ширина, скажем, «Жигулей» равна 1,6 м, т. е. больше, чем у обычной 3-метровой лодки. Что же касается высоты борта, то желание уменьшить парусность и высоту центра тяжести груза обычно заставляет конструктора придерживаться нижних пределов, допустимых по условиям безопасной эксплуатации лодки.
Все рассмотренные ограничения связаны с возможностями транспортировки, однако лодка должна, безусловно, соответствовать и своему прямому назначению.
По нашему мнению, лодки-картоп можно разделить на четыре основные группы:
- 1) универсальные лодки, рассчитанные на движение под веслами и под маломощным подвесным мотором:
- 2) глиссирующие моторные лодки;
- 3) байдарки и каноэ;
- 4) парусные суда.
Универсальные лодки
Чаще всего лодки этой группы используются для рыбной ловли или для прогулок вблизи основного лагеря, где стоит на берегу автомобиль. Рыбаку обычно достаточно иметь одно-, двухместную лодку типа французского «Спортиака-I» или отечественного «Дельфина». Длина такой лодочки составляет 2—2,2 м, ширина 1,05—1,15 м, высота борта — 0,35 м. При весе 20—35 кг такую лодку может уложить на багажник даже один человек.
Конструктору подобной лодки приходится решать довольно сложную задачу, чтобы обеспечить ей удовлетворительную мореходность и остойчивость при столь малых размерениях. Обычно лодке придается предельная ширина, так что отношение длины к ширине часто оказывается менее двух, а ватерлиния имеет большую полноту. Поскольку начальная остойчивость лодки прямо пропорциональна кубу ширины (поперечная остойчивость) или кубу длины (продольная), увеличение ширины (длины) на 10% повышает поперечную (продольную) остойчивость на 1/3 первоначальной величины; динамическая остойчивость, т. е. остойчивость при внезапном приложении нагрузки, увеличивается при этом вдвое быстрее — ее прирост составит 2/3 первоначальной величины. Этот пример наглядно показывает большую зависимость безопасности плавания от размеров лодки. По опыту эксплуатации малых судов известно, что выходить на открытую воду при высоте волны более 0,3 м на подобных лодках опасно.
Из-за малой длины лодки становится проблемой и дифферентовка, т. е. продольное распределение веса, прежде всего — размещение пассажиров.
Вот, например, лодка «Спортиак-I», имеющая очень полные обводы ватерлинии, форма которой приближается к овалу. Уключины здесь расположены на расстоянии 1/3 длины от транца, поэтому когда в лодке находится один гребец, он сидит спиной вперед в ее средней части, лодка идет на ровном киле. Второй человек, сидя в корме, будет мешать гребцу; кроме того, лодка получит большой дифферент. Если пассажир расположится на носовой банкетке, «Спортиак» сядет носом, лодка начнет забрызгиваться даже при самой мелкой волне.
Под мотором приходится идти, сидя от него на максимальном удалении — на расстоянии вытянутой руки — и, тем не менее, лодка получает значительный дифферент на корму. Даже когда пассажир сидит на носовой банкетке, дифферент практически не уменьшается. Причина такого поведения «Спортиака» — слишком полная форма носовой оконечности, «захватывающая» волну, которую лодка гонит перед собой. (Этот недостаток присущ многим широким лодкам рассматриваемого класса с катамаранными и тримаранными обводами.)
Более удачные обводы с «заострением» носовой оконечности применены на английской парусной лодочке «Томтумб», спроектированной известным яхтенным конструктором Джеком Холтом, или на отечественной разборной (секционной) моторной лодке «Романтика». Подобные им лодки не только меньше дифферентуются при ходе под мотором, но и легче идут на волне, меньше забрызгиваются. Следует, однако, подчеркнуть, что более острые обводы применимы только на лодках, которые и при минимальной длине имеют достаточный запас остойчивости.
Чтобы иметь возможность регулировать положение людей и дифферент мини-лодки при разных случаях нагрузки, ее рекомендуется оборудовать передвижными банками-сиденьями (поперечными) и носовой банкеткой.
В принципе универсальная прогулочная лодка должна быть пригодна для катания «стандартной» семьи: конструктор должен предусмотреть удобное размещение и безопасность плавания одновременно двух взрослых со средним весом по 75 кг и по крайней мере одного ребенка весом 30—40 кг. При этом полный вес снаряженной лодки составит около 230 кг, а ее минимальная длина должна быть не менее 2,4—2,5 м. На приведенной рекламной фотографии лодки «Поп-2», имеющей длину всего 2,2 м, видно, что в ней разместилась семья с двумя детьми. Однако, на наш взгляд, для четырехместной эта лодка явно мала; с еще меньшим основанием рекламируется в качестве трехместной «Спортиак-I» (длина — 2,13 м; ширина — 1,06 м).
Разумеется, при проектировании столь малых судов оказывается невыполнимым обычное требование — обеспечить площадь 1,4 м на каждого человека.
Примерами более комфортабельных лодок подобного класса могут служить финские «Терхи-240» и «Падиллак-II» (2,4X1,16 м; вес 28 кг), а также французская «Спортиак-II» (2,50X1,15X0,5; вес 36) и норвежская «Пионер-8» (2,42X1,17; вес 48). Немного тяжелее их удачная польская лодка «Берва-70» (2,62X1,21X0,4; вес 50) и финские тузики «Акуара йолла» и «Хамариина йолла» (2,6X1,3).
На таких лодках два человека могут не только отправиться на прогулку, но и совершить двухдневный поход, взяв с собой припасы и необходимое для ночлега снаряжение весом около 30 кг. При плавании с 2-сильным мотором одного бака горючего хватит на 20 часов хода, т. е. примерно на 150 км пути. С одним человеком на борту мореходные качества лодки позволяют эксплуатировать ее даже при волне высотой до 0,5 м. Разумеется, ширина лодки по ватерлинии должна быть не менее 1,1 м для обеспечения достаточной остойчивости, а высота борта в носу — не менее 0,4 м. Высота борта важна не только по соображениям безопасности, но и для того, чтобы обеспечить удобное положение человека при гребле (положение по высоте относительно уключин).
Кроме увеличения полноты ватерлинии и ширины корпуса, важной мерой обеспечения остойчивости, особенно на больших углах крена, является применение своеобразных обводов с концентрацией объемов подводной части плоскодонного корпуса у скул. Примером может служить «Спортиак-I» (см. №24 сборника). При нагрузке два человека эта очень маленькая лодка достаточно остойчива, однако при размещении в ней семьи минимального состава, даже если все трое сядут на днище, метацентрическая высота — менее 0,25 м — представляется уже недостаточной. Если расположиться более удобно, сев на борта, как это показано в рекламных проспектах фирмы, остойчивость лодки практически может оказаться равной нулю. На наш взгляд, очевидно, что три человека могут кататься в подобной лодке лишь при условии, что опрокидывание не будет иметь никаких неприятных последствий (например, на мелководье вблизи берегов).
Лодки меньших размеров, чем «Спортиак-I», будут еще менее безопасными. Уверенно эксплуатировать их могут лишь яхтсмены и опытные рыбаки, т. е. люди, умеющие «грамотно» вести себя в лодке при любых обстоятельствах. Здесь подобные тузики и челноки не рассматриваются.
По нашему мнению, массовой универсальной лодкой для владельцев «Жигулей» и «Москвичей» можно было бы считать лодку, имеющую размерения и вес «Терхи-240», но с более совершенными обводами и более удобную для размещения семьи из трех человек.
Глиссирующие моторные лодки
Микромотолодкам уже был посвящен ряд публикаций в сборнике; наиболее обстоятельно вопросы выбора их размерений, обводов, допустимой мощности моторов рассматривались в статьях «Микромотолодка крупной серией» (№25), «Два варианта микромотолодок» (№33), «Тримараны из стеклопластика» (№48).
Характерным примером лодки этой группы может служить японский пластмассовый тримаран «Фламинго» (2,6X1,25X0,2), однако вес его (без мотора) составляет 55 кг.
Основное достоинство глиссирующей микромотолодки — высокая скорость: 30—50 км/ч против 7—12 для универсальной лодки. Это позволяет быстрее достичь места рыбалки, просто «прокатиться с ветерком», буксировать воднолыжника. Однако высокая скорость — это гораздо более жесткие требования к прочности корпуса, испытывающего ударные перегрузки; это повышенные требования к динамической остойчивости (при поворотах на полном ходу) и т. п. Иными словами, корпус микромотолодки неизбежно оказывается тяжелее, чем лодки универсальной.
Байдарки и каноэ
Для перевозки на автомобиле жесткие лодки этого типа практически не нуждаются в выполнении каких-либо специфических требований. Например, любая двухместная байдарка из стеклопластика длиной 3,6—4,0 м и шириной 0,75 м при весе 20—30 кг свободно разместилась бы и на «Москвиче», и на «Жигулях».
Стоит, на наш взгляд, поставить перед промышленностью вопрос о необходимости разработки и освоения жестких туристских каноэ и байдарок. Так, представляется перспективным типом лодки, которая заинтересовала бы и наших автомобилистов, каноэ в размерениях канадского «Брейва» (3,9X0,9 м; вес 26 кг при грузоподъемности 260 кг), которое может эксплуатироваться и с парусом и с 2-сильным мотором.
Парусные суда
Интерес к малым парусникам неуклонно возрастает. Большинство наших проектов мелких лодок («Дельфин», «Автомобилист», «Лотос» и др.), разработанных в последние годы, предусматривает возможность эксплуатации их под парусом. За рубежом существуют и чисто парусные лодки прогулочно-спортивных типов, получившие признание у автомобилистов. Как правило, это швертботы с площадью паруса 4—5 м2 при длине корпуса 3,2—3,4 м и ширине, не превышающей 1,2 м. По условиям размещения на верхнем багажнике автомобиля такие лодки, имеющие вес 34—35 кг, близки к крупным каноэ. К типичным лодкам этой группы можно отнести швертботы «Санфиш», «Сэйлфиш», «Санфлауер».
Хорошо отвечает требованиям автомобилистов маленький парусный катамаран типа «Кати як» (2,85Х1.56 м; парус 5,1 м2). Его конструкция из двух узких герметичных полиэтиленовых корпусов и мостика очень удобна для погрузки, транспортировки и хранения.
Подводя итоги, отметим, что каждый из рассматриваемых типов лодок по-своему интересен и перспективен, а все вместе они могут составить «типаж автомобильных лодок». К сожалению, отечественная промышленность до последнего времени жестких лодок-«картоп» не выпускала, если не считать полиэтиленовый «Дельфин», а также различные разборные и надувные лодки, которые лишь условно могут быть отнесены к судам для автомобилистов. В этой области перед конструкторами широкое поле деятельности. Создание удобной и безопасной, предельно легкой «картоп»-лодки для массового выпуска представляет исключительно сложную, но и благодарную задачу.
Из проектов, предлагаемых нашими читателями
Москвич И. 3иновьев разработал проект «Картоп»-микромотолодки для «Жигулей» — трехместного туристского катамарана. Размерения его: длина — 2.8 м; ширина — 1,35; высота борта — около 0,5. Расчетный нес корпуса при штамповке из легкого сплава (или формовании из стеклопластика) — 61 кг. Расчетная скорость па чистой воде при нагрузке 2 человека под 10-сильным мотором — до 40 км/ч. Особенностью проекта «Буревестника» является точная привязка к автомобилю. Кили поплавков (скеги) «повторяют пространственную форму боковых водосливных канавок крыши; багажник не нужен, достигается равномерное распределение нагрузок на кузов». Много внимания уделено эстетике, продумано — как считает автор — общее расположение. Автор полагает, что управлять будет удобно с любого из трех кресел, а в поплавках можно будет оборудовать спальные места. За спинками бортовых кресел предусмотрены багажники, дальше в корму — вкладные баки. И тем не менее, специалисты считают проект недоработанным. Обводы таковы, что с 10-сильным мотором «Буревестник» не выйдет на глиссирование вообще; к тому же они нетехнологичны. В вес 61 кг уложиться не удастся. Вряд ли стоит рассчитывать и на комфорт.
Послесловие редакции
Информация об изображении
Новый вариант «автомобильного парусника»: три «виндсерфинга» на крыше малолитражки
Публикуемая статья о «картоп»-лодках (москвичи называют такие лодки «крышевыми») представляет особый интерес в связи с тем, что авторы ее — сотрудники ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, участники разработки массовой мини-лодки, обобщают большой опыт, накопленный за рубежом. Нет сомнений, что и у наших читателей-автомобилистов, для большинства которых жесткая лодка-«картоп» пока остается мечтой, есть по данному вопросу свое мнение (может быть, даже подкрепленное практикой!).
Новый вариант «автомобильного парусника»: три «виндсерфинга» на крыше малолитражки
Вот упоминают авторы универсальную (I группа их типажа) лодочку «Дельфин». Казалось бы, все правильно. Лодочка универсальна (весло — мотор — парус), сформулированным авторами требованиям удовлетворяет, даже производство освоено. Готовый «картоп»! Не секрет, однако, что успехом он пока не пользуется. Рыболовы предпочитают удить рыбу с каких угодно челноков, но только не с «круглого» «Дельфина», а как прогулочно-пляжная лодка он мало кого привлекает хотя бы потому, что одноместный. Было бы полезно услышать отзывы тех любителей отдыха на воде, которые приобрели эту лодочку и уже имеют опыт ее эксплуатации.
Интересно и мнение наших читателей по поводу предлагаемого авторами типажа. Может быть, например, есть смысл сразу же подразделить нынешние «универсальные лодки» предлагаемого для обсуждения типажа на какие-то группы по назначению, выделив, например, гребные и гребно-моторные рыболовные лодки-челноки, пляжно-прогулочные («развлекательные») гребно-парусные лодки-двойки, прогулочные гребно-моторно-парусные «семейные» лодки и т. п.!
Авторы увязывают выбор размерений «картоп»-лодок не только с требованиями ГАИ и автомобилестроителей, но и требованиями безопасности плавания. Но, очевидно, уже пора поставить вопрос о том, что назрела необходимость разработки технически обоснованного, подкрепленного опытом единого подхода к формулировке подобных требований и ограничений. Бот пишут, например, создатели «Мидии», что она рассчитана на 2-сильный мотор, а редакция, еще не зная этого, благополучно эксплуатировала опытный образец лодки с 5-сильным «Прибоем»! Как устанавливаются ограничения по мореходности, если, например, на складной 3-метровой «Мечте» разрешено выходить при высоте волны до 0,3 м, а на 4-метровой моторке «МКМ» — только до 0,25 м!
Глядя на снимок «Поп-2», авторы статьи решили, что родителям с двумя детьми в ней тесно. А может быть, не очень! И что такое «тесно», когда четверо сидят в моторной лодочке длиной 2,2 м! Стоит, видимо, поговорить о самих критериях комфорта для подобных случаев.
В настоящее время жесткие лодки, которые можно было бы назвать «картоп»-лодками, нашей промышленностью не выпускаются (если не считать того самого «Дельфина»). И не только потому, что конструкторы не осознали такого их достоинства, как постоянная готовность к эксплуатации. Или потому, что считают жесткую лодку непрактичной, поскольку она занимает много места в гараже. А еще и потому, что на сегодня не могут заводчане рассчитывать на термопласты, из которых изготовлено большинство зарубежных лодочек-аналогов. Стеклопластиковые же лодки получаются — не будем упоминать о цене! — тяжелее требуемых 40—45 кг. (Если наш полиэтиленовый «Автомобилист» оказался весящим 56 кг, то что говорить о стеклопластиковых моторках, рассчитанных на скорость 50 км/ч!) Хорошо освоенные легкие сплавы и, тем более, фанера для освоения массового выпуска таких лодок и вовсе не подходят по целому ряду причин.
Нельзя сказать, чтобы отечественная промышленность не выпускала маленьких прогулочных лодок, пригодных для перевозки на багажнике (если не в багажнике): ведь это практически все из наших складных, секционных, разборных, надувных лодок! Многие из них охотно приобретаются автомобилистами. Так мечтают ли они о жесткой «картоп»-лодке!
Редакция намерена продолжать обсуждение вопросов, связанных с выпуском портативных лодок, в том числе — пригодных для перевозки на легковом автомобиле, и приглашает читателей и заинтересованные организации высказать свое мнение на страницах сборника.
Мотолодка для автомобилистов «Аполло»
2,7-метровую мотолодку «Аполло» английские конструкторы по праву назвали уникальной: это одна из немногих моделей глиссирующих лодок, предназначенных специально для перевозки на верхнем багажнике массового легкового автомобиля класса наших «Жигулей». Несмотря на малые размеры, «Аполло» имеет обводы типа глубокое V с углом килеватости у транца свыше 20°, четырьмя продольными реданами и скуловыми брызгоотбойниками (все как на «настоящих» — больших океанских гоночных катерах!).
Трудно судить о том, достаточна ли остойчивость лодочки на стоянке у бона, когда в нее садятся пассажиры — ширина ватерлинии в грузу явно меньше наибольшей ширины лодки в 1,25 м. Однако сотрудники английского журнала «Small Boat», пробовавшие «Аполло» на ходу с 25-сильным подвесным мотором, пришли в восторг от того, как лодка входила в самые крутые повороты на полном дросселе. Максимальная скорость под этим мотором достигала 66 км/ч. Оптимальным же считается мотор мощностью 18—20 л. с. С 9-сильным мотором «Аполло» выходит на глиссирование.
Корпус лодки выклеен из четырех слоев стекломата; из стеклопластика же отформованы два сиденья для водителя и пассажира. Бензобак крепится в носу под палубой, чтобы противодействовать обычному на таких маленьких лодках дифференту на корму и улучшить приемистость при включении полного хода.
Вес лодки — 59 кг — предельная цифра для лодки — «картоп».
Конструкторы расценивают «Аполло» как серьезную попытку создания быстроходной прогулочной лодки для автомобилистов.
Примечания
1. По зарубежному опыту, для аналогов отечественных «Запорожца», «Жигулей», «Москвича» и «Волги» допустимые нагрузки равны соответственно 35, 50—60 и 100 кг.