Сначала сделали небольшой швертботик для поездок на рыбалку, который можно было возить на багажнике легкового автомобиля. За основу взяли чертежи «Оптимиста», но добавили палубу в носовой части и по бортам, усилили транец для установки на нем «Салюта», поставили подуключины для распашной пары весел. Однако после двух лет плаваний (главным образом на Вуоксе) габариты этого суденышка стали казаться совершенно недостаточными, и мы решили строить настоящую килевую яхту, на которой можно было бы выйти и в Финский залив, и в Ладогу. С самого начала было ясно, что сделать это быстро нам не удастся, но почему-то мы были уверены, что за два года управимся. (Забегая вперед, должны признать, что ошиблись ровно вдвое).
Встал вопрос о месте для постройки яхты. Во-первых, следовало учесть, что работать мы могли только вечерами, да к тому же в основном зимой, когда холодно и темнеет рано. Во-вторых, работать-то хотелось «в удовольствие», имея, например, возможность попить чайку в перерывах. В конце концов выяснилось, что единственный доступный нам вариант, дающий возможность осуществить эти условия, — строить корпус дома. Посовещались с родными, и на семейном совете получили «добро» на захват одной из двух комнат. Правда, уже при закладке яхты пришлось прихватить еще и часть коридора, куда вылез форштевень (дверь при этом временно сняли), но это уже было неважно.
Основные данные яхты
Длина по палубе, м | 5,65 |
Ширина максимальная, м | 1,95 |
Высота борта, м | 0,78 |
Осадка, м | 0,9 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 10,9 |
стаксель | 6,0 |
Разумеется, первым этапом было проектирование. Стали искать такой прототип, чтобы габаритные размеры корпуса соответствовали размерам комнаты и, главное, окна. Естественно, с самого начала мы понимали, что вынимать готовый корпус, конечно, без рубки, придется через оконный проем, имеющий размеры 190Х135 см. (Как оказалось, в процессе постройки мы все же несколько не уложились в выбранные «впритирку» размеры, пришлось нам вынимать подоконник и один ряд кирпичной кладки под ним...)
После долгих сборов остановились, если уместно такое выражение — на комбинации из двух прототипов: «Нерпы» и пятиметровой яхточки «ПАП-16», чертежи которой были опубликованы в №11 сборника. Таким образом появился вариант, который, как нам кажется, обеспечивает приличную обитаемость (возможность разместить в каюте на ночлег трех человек; просторный кокпит — ведь в хорошую погоду сидеть в каюте никого не заставишь!) и достаточную мореходность (высокий борт, тяжелый бульбкиль). Для возможности плавания на мелководье, хотя бы с подвесным мотором, фальшкиль с бульбом сразу же решено было сделать легкосъемным. Получился по существу новый проект.
Корпус имеет традиционные для фанерных мини-яхт черты — остроскулый, с широким наклоненным назад транцем, навесным рулем и кормовым плавником; линии борта придана заметная седловатость. Кокпит длиной 1,95 м сделан самоотливным с выводом сливных труб через транец. Десять круглых иллюминаторов — из них два на дверцах, два лобовых на стенке рубки (открывающиеся для вентиляции) и один на носу в палубе — хорошо освещают каюту. Высота в каюте у входа 1,45 м от сланей. Здесь два постоянных спальных места на рундуках; третье образуется при опускании стола, установленного на специальной съемной стойке, до уровня рундуков. По правому борту устроен шкафчик для береговой одежды; его крышка служит штурманским столиком. На левом борту — камбузный шкаф с газовой плитой в кардановом подвесе; здесь же сетки для посуды и других камбузных принадлежностей.
Просторные «гробы» предназначены для хранения подвесного мотора «Прибой» (он навешивается на съемный кронштейн, легко устанавливаемый на транце), аккумулятора, якоря, спасательных поясов, кормового весла, штормовой одежды и бензобака.
В форпике и ахтерпике закреплены автомобильные камеры, обеспечивающие достаточный запас плавучести в случае получения пробоины. Такие же емкости могут быть размещены и в трюме — под палубой кокпита, куда имеется доступ из каюты.
Конструкция корпуса практически не отличается от подробно описанной в статьях о постройке «Нерпы» (№10), «Лоцмана» и др. Набор в основном сосновый; только форштевень, кноп, брештук и ряд других важных частей корпуса, несущих повышенную нагрузку, изготовлены из дуба. Скуловые и привальные брусья выклеены по месту из трех сосновых реек 40X22. Бимсы рубки, имеющие значительную погибь (и опирающиеся концами на мощные дубовые шельфы), выклеены из дубовых реек на шаблоне. Обшивка, настил палубы (из авиафанеры 6 мм толщиной) и транец (толщина 12 мм) снаружи оклеены двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле с двуокисью титана, придавшей покрытию белый цвет. Лобовая стенка рубки усилена (толщина фанеры 12 мм), так как на нее опирается стандерс мачты, собранный из 20-миллиметровых дубовых пластин. Рубка также оклеена стеклотканью, поэтому водонепроницаемость узла ее соединения с палубой гарантирована.
Палуба в носовой части яхты ограждена невысоким (70 мм) дубовым фальшбортом, установленным на стойках из нержавеющей стали.
Плавник фальшкиля вырезан из стального листа толщиной 10 мм; к нему приварена стальная труба диаметром 160 мм с обтекателями на концах, заполненная затем свинцом. Вся конструкция надежно крепится к корпусу при помощи двух 1200-миллиметровой длины угольников, устанавливаемых (на болтах) по верхней кромке плавника, и восьми сквозных шпилек; в районе подвешивания фальшкиля (между шп. 3 и 5) поставлены шесть усиленных флоров, вырезанных из 35-миллиметровой сосновой доски. Фальшкиль легко снимается: достаточно закренить яхту на мелком месте и отдать восемь гаек. Общий весь фальшкиля — около 205 кг — обеспечивает яхте хорошую остойчивость. (При порывах ветра до 6 баллов на курсе полный бейдевинд буртик подветренного борта не входит в воду, палуба практически все время сухая).
На постройку — от момента закладки до спуска — ушло три года. И вот автокран вынимает из окна и спускает корпус нашей яхты с третьего этажа вниз, на мостовую, затем отдельно спускает и ставит на место рубку, после чего, к восторгу собравшейся публики, разворачивается и опускает яхту на воду — в канал Грибоедова. Первое плавание было недолгим: навесили мотор и ушли своим ходом в Галерную гавань, где и достраивались на стенке еще целый год.
Чтобы яхта имела «старинный вид», а центр парусности был расположен пониже, вооружили мы ее гафельным шлюпом; в дальнейшем планируется в соответствии с проектом установить бушприт и превратить ее в тендер.
Надежды наши, кажется, оправдались. Яхта отлично идет на волне, хорошо лавирует, слушается руля даже в слабый ветер. Выявившиеся минусы и недоработки касаются в основном отделки каюты и корпуса, проводки шкотов, размещения уток. Нет пока бушприта, носового релинга и еще кое-чего (так и не придумали до сих пор подходящего названия), но, как говорится, было бы начало, а начало получилось неплохим.