Это — надежная (насколько может быть надежным двухметровое судно!), неприхотливая в эксплуатации одноместная лодка-челнок грузоподъемностью 100 кг при собственном весе 20 кг. Основное достоинство «Малютки» заключается в том, что она приспособлена для перевозки любым видом транспорта, включая автобус: это делает доступными самые заманчивые для рыбаков и охотников глухие, удаленные от городов и селений водоемы. То, что в сложенном виде (носовая секция вставлена в кормовую, а кормовая — в среднюю) лодка представляет сравнительно небольшой пакет с габаритами 800X650X300, намного упрощает и решение проблемы межсезонного хранения, «неразрешимой» для горожан. «Малютка» прочна и долговечна. Корпус ее не рассыхается и не ржавеет, так что уход за лодкой сведен до минимума — содержи в чистоте и следи за сохранностью защитного слоя краски. Можно добавить еще, что залитая водой лодка не тонет: непотопляемость ее обеспечивает пенопластовая плита — сиденье, пристегиваемое к днищу специальным ремнем.
Три секции соединяются друг с другом с помощью 18 шпилек с гайками-барашками, устанавливаемых по фланцам, которые одновременно служат шпангоутами, придавая конструкции прочность и жесткость. Для обеспечения водонепроницаемости соединений секций по периметру фланцев укладывается резиновая полоса — прокладка.
Материалом корпуса служит легкий сплав АМг-5, пластичность которого позволяет изготовлять секции с применением холодной штамповки. Отдельные элементы конструкций соединяются при помощи аргонодуговой сварки, затем секции направляются па сверловку отверстий во фланцах, зачищаются и поступают на участок окраски (в голубой или шаровый цвет) в электростатическом поле.
Изготовляемые заводом металлические весла имеют положительную плавучесть (в этом году предполагается снабжать «Малютку» веслами с лопастью из термопласта). Лодки первых лет выпуска поступали в продажу упакованными в парусиновый чехол (он же тент), приспособленный для переноски «Малютки» на спине. В дальнейшем завод перестал поставлять чехлы (и теперь владельцы лодок чаще всего шьют их самостоятельно). Каждую «Малютку» снабжают веслами с уключинами, сиденьем с резиновым ремнем, прокладками, шпильками с барашками и черпаком (с 1974 г.— пластмассовым); лодка упаковывается в деревянный ящик и теперь уже готова к отправке.
«Большую часть наших «Малюток», — рассказывает руководитель конструкторской группы В. С. Осадчий, — мы отправляем на Север. Так, из года в год большие заказы поступают из Якутии. Наши лодки пользуются спросом и за границей. Румыния, Венгрия, Болгария, Финляндия— вот перечень стран, в которые мы отправляли «Малютки» в прошлом году. А теперь «география» наших зарубежных заказчиков еще более расширилась». Что можно сказать о качествах лодки? Она обладает вполне удовлетворительной остойчивостью — ватерлиния имеет большой коэффициент полноты, скуловые кили оказывают сопротивление резким накренениям; поскольку гребец сидит на очень низком сиденье, центр тяжести расположен низко.
Под веслами довольно неуклюжая на вид лодка идет легко; две пары подуключин позволяют грести, садясь, по желанию, вперед спиной или лицом.
Судя по многочисленным отзывам владельцев «Малютки» (в том числе и по письмам в редакцию), лодка вполне пригодна для использования в тех условиях, на которые рассчитана, — в спокойных, закрытых от ветра водоемах, при удалении от берега до 300 м. Больше того, вопреки предостережениям инструкции иногда навешивают на лодку моторчик «Салют», а то и пытаются ходить на ней под парусом. Может быть, заводским конструкторам стоило бы проработать такие варианты применения лодки, чтобы сделать их «законными» и безопасными? Как бы то ни было, ни одной рекламации на качество «Малютки» завод не имел, а торговая сеть охотно забирает у него все те 2000—2500 лодок, которые изготовляются ежегодно.
Учитывая вполне устоявшийся спрос на «Малютку», конструкторы и технологи предприятия сейчас прорабатывают технологию ее массового производства на конвейере. Это позволит не только увеличить годовой выпуск, но и улучшить качество и товарный вид при сохранении розничной цены.
От редакции
В этом номере читатели знакомятся с двумя моделями металлических секционных разборных лодок, которые представляют интерес для самых широких кругов любителей рыбной ловли и отдыха на воде.
Всюду, где на первом плане стоит требование транспортабельности, уменьшения веса и габаритов, суда подобного типа могут рассматриваться на равных с широко распространенными надувными лодками. Правда, надувные лодки при равной грузоподъемности оказываются значительно легче — ведь они изготовляются из легкой тонкой ткани, а жесткость обеспечивается за счет избыточного давления воздуха. Однако за «жесткими» конструкциями остаются неоспоримые преимущества большей надежности, долговечности, неприхотливости в эксплуатации. К тому же, если речь заходит о надувной лодке, рассчитанной на использование сколько-нибудь мощного подвесного мотора, то она также должна включать жесткие элементы — паполы, киль и т. п., и габариты ее в сложенном виде оказываются соизмеримыми с габаритами пакета, в который превращается секционная лодка. Поэтому, несмотря на значительное расширение производства надувных лодок, в ассортименте товаров, продаваемых в наших магазинах, должны быть, по-видимому, и суда, подобные «Малютке» или «Романтике».
Обращаясь к оценке этих лодок, хотелось бы высказать несколько замечаний. Прежде всего, хотелось бы видеть их изготовленными не из металла, а из более технологичных материалов, — если не из термопластов, то, по крайней мере, из стеклопластика. Тем более, что у нас уже получены обнадеживающие результаты по применению для выпуска лодок стеклопластика с так называемой регулируемой объемной массой. Сохраняя основные технологические свойства обычного стеклопластика, судостроителям удается за счет введения в связующее микроскопических частиц, заполненных воздухом, получить материал с удельным весом нише единицы (т. е. не тонущий в воде) и с уменьшенным содержанием дорогостоящей стеклоткани. А благодаря небольшим габаритам отдельных секций их можно было бы прессовать, что позволило бы получать недорогие изделия высокого качества — с хорошим товарным видом.
Сказанное в особенности относится к «Малютке», в конструкции которой нетрудно заметить довольно большое количество сварных швов. Сварка вызывает коробление тонких листов, образуются наплывы, — все это ухудшает внешний вид изделия, усложняет и удорожает производство.
Сама форма этой лодочки, по нашему мнению, могла быть выполнена несколько по-иному: уширенные в плане очертания носа увеличили бы запас плавучести, способствовали повышению остойчивости и безопасности лодки при встрече с волной. Наконец, стало бы больше защищенного от дождя места, куда рыбак может сложить свои нехитрые припасы. (К рекомендуемой форме приближаются обводы носовой оконечности «Романтики».)
«Малютка» никоим образом не может быть рекомендована для путешествий, особенно таких, какое совершил житель Улан-Удэ В. Ф. Качаев. Для подобного маршрута по Байкалу следовало бы избрать гораздо более мореходное и приспособленное судно, и, конечно, слишком рискованно было отправляться в такой поход в одиночку. Тем не менее ряд приспособлений, применяемых В. Ф. Качаевым, может оказаться полезным другим владельцам лодочки. От себя можем рекомендовать изготовить для «Малютки» плавучий кранец в виде матерчатого рукава, заполненного пенопластом и закрепленного по всему периметру борта (см., например, «Спасательный пояс для тузика» в №44 сборника).
Определенным достоинством «Малютки» является возможность перевозки ее в багажнике автомобиля, чего лишена вторая лодка. Поэтому, если говорить о «Романтике» как о лодке для автомобилиста, то, видимо, разборная конструкция в данном случае не имеет существенных преимуществ перед неразборной. Как правило, для автомобилиста важно уменьшить парусность лодки на крыше и понизить центр тяжести. Так что здесь выгоднее было бы превратить лодку в плоский пакет, как это предусмотрено, например, на других новых моделях («Мечта» и «Лотос»). Определенным недостатком «Романтики» является и слишком большое число элементов, из которых собирается ее корпус.