«Мотылек» — простая транспортабельная лодка, неприхотливая в эксплуатации, пригодная для установки подвесных моторов средней мощности. Можно надеяться, что благодаря простоте и технологичности конструкции, а также небольшому расходу материала серийная лодка окажется сравнительно недорогой и быстро завоюет популярность среди любителей отдыха на воде.
Следует, однако, критически отнестись к возможности перевозки «Мотылька» на крыше массового легкового автомобиля, каким становятся у нас «Жигули». При длине лодок в 3,5 м потребуется устанавливать трубчатую опору на задний бампер автомашины, поддерживающую корму лодки. Вряд ли вес лодки со снабжением удастся ограничить пределом 50 кг; можно предположить, что после проведения ресурсных испытаний и отработки серийного образца вес собственно корпуса неизбежно увеличится на 15—20 кг. По-видимому, необходима и самая серьезная проверка безопасности эксплуатации лодки (особенно — ее беспалубного варианта) под 20-сильным мотором.
По мнению редакции, в данном случае вообще нет необходимости гнаться за высокими скоростями, а стоит рассчитывать судно на использование с более легкими и дешевыми моторами типа «Ветерок». Тем более, что в ближайшие годы можно ожидать появления 14-сильного «Ветерка», который сможет вывести «Мотылек» на глиссирование с тремя человеками на борту.
Есть и еще одно соображение в пользу мотора меньшей мощности. Его в данном случае можно было бы сформулировать так: «лодка с мотором — не дороже 400 рублей». Именно так — намечая предельную цену будущей лодки вместе с определенным мотором, ставят перед собой задачу зарубежные конструкторы и производители малых судов, соответствующим образом целенаправленно прорабатывая все, от чего может зависеть общая цена (материал, конструкция, технология, снабжение и т. п.).
А цена и у нас нередко становится главным фактором, определяющим популярность, возможности сбыта, а в конечном счете серийность судов. Это наглядно показывает, например, присланный в редакцию отчет заведующего сектором ВНИИКС С. И. Колосова о результатах обследования торговой сети. Пользуются повышенным. спросом именно те суда, которые обеспечивают их владельцам необходимый минимум качеств за минимальную цену. Таковы, например, «Казанка», «Ботник», «ШПШ-3М».
Другое направление работы конструкторов — это создание прогулочных и туристских судов, снабженных каютой. Одной из таких разработок является пластмассовая мотолодка «Марина», опытные образцы которой построены в ЦКБ «Нептун». Это судно всего на 0,6 м длиннее и немного шире выпускаемого серийно «Темпа», но снабжено уже не рубкой-убежищем, а «настоящей» закрывающейся каютой.
Как и «Темп», «Марина» может глиссировать только при установке двух подвесных моторов суммарной мощностью выше 40 л. с. Разумеется, подобный вариант силовой установки не будет отличаться экономичностью: пропульсивный коэффициент вследствие удвоенного сопротивления подводной части моторов получается слишком низким, моторы расходуют около 20 л топлива в час (или почти 60 л на 100 км пути в туристском походе). Само судно достаточно мореходно, но подвесные моторы с короткой дейдвудной частью (в том виде, как они выпускаются нашей промышленностью) могут и подвести в критический момент, например — при высокой волне. Поэтому определенный интерес представил бы вариант «Марины» со стационарным автомобильным двигателем и угловой колонкой — размерения корпуса вполне позволяют это сделать. Для варианта же с подвесными моторами стоило бы предусмотреть встроенный бензобак емкостью 80—120 л: это освободит кокпит от большого количества канистр, которые приходится принимать на борт, отправляясь в поход на таком судне.
Корпус «Марины» будет изготовляться из перспективного, но пока еще дорогого материала — стеклопластика, так что желающим приобрести подобный катер нужно готовить не менее 3000 рублей (с учетом стоимости двух подвесных моторов и дополнительного снабжения, требуемого по правилам НТИ ОСВОД). Нам кажется, что промышленности необходимо развивать и другое направление в проектировании мотолодок, которое настойчиво пробивает себе дорогу. Имеется в виду оборудование рубкой серийных судов, таких как «Ладога», «Прогресс-4», «Ока». Можно рассчитывать на экономический эффект от внедрения подобных вариантов в производство: предприятие сможет чутко реагировать на изменения конъюнктуры, заменяя одну модель другой. Для покупателя это, по крайней мере, тысяча рублей, которая будет сэкономлена на приобретении судна. Нужно учесть еще и то, что более легкие, чем «Темп» и «Марина», суда могут и после установки рубки эксплуатироваться с одним подвесным мотором, а рубку можно приобретать отдельно от корпуса.
Таким образом, если идти «от обратного», то можно дать конструкторам «Марины» еще один совет: заранее предусмотреть дополнительные варианты исполнения этой дорогой лодки (например, типа лимузин с увеличенной высотой рубки либо совершенно открытый, беспалубный корпус прогулочного типа).
Группой специалистов горьковского ЦКБ по судам на подводных крыльях разработана конструкция прогулочной 3-, 4-местной мотолодки «Мотылек», которая, на наш взгляд, наиболее полно отвечает потребностям рыболовов и охотников-любителей — она легка, дешева, транспортабельна и может успешно эксплуатироваться под мотором мощностью до 20 л. с.
Автомобилистов, безусловно, привлечет возможность перевозки лодки на верхнем багажнике «Москвича» или «Жигулей».
Основные данные мотолодки
Длина габаритная, м | 3,5 |
Ширина габаритная, м | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,53 |
Вес с оборудованием и снабжением, кг | 50 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Скорость, км/ч: | |
— с мотором «Ветерок-12» | |
с одним водителем | 34,2 |
с нагрузкой 256 кг | 28,1 |
— с мотором «Вихрь» | |
с одним водителем | 41,5 |
с нагрузкой 300 кг | 38,7 |
Обводы корпуса остроскулые, днище выпукло-килеватое с брызгоотбойником по скуле. Угол внешней килеватости на транце 5°, на миделе 9°.
Общая планировка внутри традиционна — она определена условиями наиболее удобного размещения в кокпите четырех человек. Носовая часть мотолодки запалублена, что позволяет размещать здесь туристское снаряжение. В кокпите расположены две U-образные металлические банки, они одновременно служат элементами, обеспечивающими непотопляемость. В кормовой части кокпита находятся подмоторная ниша и ручки для переноски, швартовки и буксировки мотолодки, а также для крепления подвесного мотора страховочным концом. На палубе установлена швартовная утка.
Мотолодка комплектуется двумя распашными веслами с уключинами, черпаком, спасательным линем и ремонтной аптечкой.
В качестве материала корпуса выбран сваривающийся алюминиево-магниевый сплав АМг-5М. Корпуса лодок из него прочнее и легче, чем из пластмассы или дерева. И что еще немаловажно—один килограмм мотолодки из стеклопластика стоит примерно 5—6 руб, что в 2 раза превышает стоимость килограмма веса сравнимых лодок из алюминия.
Корпус «Мотылька» сваривается из шести штампованных секций. Вся обшивка выполнена из пяти листов — днищевого (разворачиваемого на плоскость), двух бортовых, одного транцевого и палубного. Такая разбивка позволила снизить вес мотолодки. Толщина бортовой обшивки и транца, по сравнению с днищем, уменьшена. Днище по всей длине киля усилено прессованным профилем. Шпангоутов семь. Жесткость днищевой обшивки обеспечивается четырьмя выштампованными на листе гофрами, жесткость борта — планширем (прессованный профиль), гофром, выполненным вдоль бортового листа, и пятью бортовыми ветвями шпангоутов.
Сварные швы выполняются на прессованных профилях. Процент механизированной сварки от общей длины сварных швов составляет 60%. Секции между собой свариваются с помощью аргоно-дуговой сварки. Из 50 погонных метров сварных швов 33 м выполняются точечной контактной сваркой.
Особое внимание было обращено на отработку технологичности узлов и деталей лодки, на высокую степень их унификации, на возможность максимального использования штампов в условиях специализированного цеха с высоким уровнем механизации при массовом или крупносерийном производстве. Корпус «Мотылька» собирается всего из 41 детали; заметим, что на аналогичных лодках такого же класса «Серебрянке» и «Немане» около 70 деталей.
На базе мотолодки «Мотылек», являющейся основной моделью, можно выполнить еще три модификации: «Мотылек-II», «Мотылек-III» и «Мотылек-IV».
«Мотылек-II» — самая простая по конструкции, легкая и дешевая лодка из этого семейства. В отличие от базовой модели, на ней отсутствует палуба и подмоторная ниша. Палуба в носовой части заменена банкой с люком, где размещается снабжение мотолодки и туристское снаряжение.
Наиболее комфортабельная и мореходная модель — «Мотылек-III». На этой мотолодке предусмотрен закрытый отсек для хранения туристского снаряжения; установка носовой палубы и ветрового стекла защитит пассажиров от ветра и брызг, а установка тента спасет от дождя и солнца.
Для участия в туристских походах или дальних спортивных плаваниях предусматривается вариант мотолодки — «Мотылек-IV». В отличие от базовой модели, лодка оборудована двумя мягкими креслами, имеет увеличенную по длине носовую палубу (за счет дополнительной вставки), ветровое стекло, дистанционное управление и тент.
Сборку всех этих мотолэдок предполагается производить на одном конвейере одновременно.
Проект мотолодки в 1973 г. был представлен на конкурс Центрального правления НТО судостроительной промышленности имени акад. А. Н. Крылова, где получил первую премию. В настоящее время построено два опытных образца («Мотылек» и «Мотылек-М»), которые позволяют практически проверить правильность решений конструкторов и провести целый комплекс ходовых и ресурсных испытаний.
Сравнительные характеристики ряда мотолодок, близких к «Мотыльку», приведены в таблице.