Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 5,07 |
Ширина наибольшая, м | 2,07 |
Высота борта на миделе, м | 0,80 |
Вес, кг | 645 |
Полное водоизмещение, кг | 1120 |
Мощность двигателя, л. с. | 110—165 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Пластмассовый корпус выполнен с обводами «глубокое V» с углом внешней килеватости днища на транце 24°; в носу скула поднимается почти до палубы. Благодаря большой килеватости, а также сравнительно узкому днищу (всего 1,6 м) катер отличается довольно мягким ходом на волнении, а удобные сиденья хорошо амортизируют ударные перегрузки. Форштевень очерчен по плавной пологой кривой, чтобы избежать зарыскивания катера, когда он сходит с гребня попутной волны и появляется дисбаланс между гидродинамическим давлением воды в носу и корме.
Ближе к транцу на днище можно заметить закругление шпангоутов у киля. Как показал опыт, благодаря полученному здесь дополнительному объему улучшается приемистость катера («Донци» выходит на глиссирование из положения «стоп» за 3—4 сек.), лучше становятся условия работы гребного винта, расположенного за транцем на угловой колонке. Кроме того, замечено, что при прыжках катера с волны на волну удары днищем о воду получаются менее жесткими.
«Донци» имеет весьма высокую энерговооруженность — на серийных катерах ставится двигатель «Меркруйзер» мощностью 165 л. с., что при водоизмещении катера 1120 кг соответствует удельной нагрузке 6,8 кг на каждую лошадиную силу. При такой мощности «Донци» развивает максимальную скорость до 80 км/час и устойчиво глиссирует на крайних к скуле продольных реданах, так что рабочая ширина глиссирующей площадки днища составляет всего 1,2 м и катер благодаря этому становится малочувствительным к центровке.
Есть у судна и существенный недостаток, присущий всем катерам с обводами «глубокое V»: катер слишком валкий на стоянке и сильно кренится на циркуляции. Чтобы обеспечить безопасность, конструкторы предусмотрели значительное уширение корпуса — развал бортов — к палубе. Максимальная ширина составляет 2,07 м. Одновременно это дает и еще один благоприятный эффект — брызги почти никогда не попадают на палубу, а отражаются от бортов вниз.
Корпус «Донци-16» собирается из двух секций — обшивки и палубы, отформованных из стеклопластика. Днище армировано четырьмя слоями стекломата с прослойками (для обеспечения водонепроницаемости) из более плотной и тонкой стеклоткани. В обшивку борта укладываются три слоя мата с одной прослойкой из стеклоткани и наружный слой редкой стеклосетки.
Средняя толщина днища составляет 10,6 мм, бортов и палубы — 5,9 мм. Кроме продольных реданов днище подкрепляется еще двумя солидными стрингерами высотой 250 мм, выполненными из бразильской сосны, поперечными переборками моторного отсека и форпика и несколькими флорами. Особо прочную конструкцию имеет транец, к которому на фланцах с одной стороны подвешивается двигатель (никаких опор на днище он не имеет), а с другой — угловая колонка. По-видимому, транец усилен толстым листом морской фанеры.
Палуба выклеивается заодно с кокпитом и сиденьем пассажиров. Платформа — дно кокпита — расположена выше ватерлинии, поэтому случайно попадающая в катер вода сразу же сливается за борт через шпигаты. Под этой платформой расположен небольшой багажник с брызгонепроницаемой крышкой. Здесь же находится бензобак емкостью 115 л, наглухо «замоноличеиный» самовспенивающимся пенополиуретаном. В передней части кокпита под палубой имеется специальная ниша для водных лыж.
Спортивный характер катера подчеркивают отсутствие ветрового стекла и планировка кокпита. Для водителя сделано отдельное мягкое сиденье, выклеенное из стеклопластика с учетом формы тела; благодаря этому снижается утомляемость водителя, что немаловажно при участии катера в многочасовых марафонских гонках.
Для удобства это кресло можно перемещать (в небольших пределах) взад и вперед. Г-образное в плане мягкое сиденье для пассажиров, обрамляя кокпит на половине его периметра, предохраняет людей от ушибов. Такое сиденье удобно и при работе с воднолыжниками: тренер или наблюдатель, сидя на бортовой его части, имеет возможность наблюдать как за спортсменом, так и вперед по курсу.
Шестицилиндровый четырехтактный двигатель, развивающий номинальную мощность при 4300 об/мин, имеет рабочий объем 250 куб. дюймов (4100 см3). Вся установка «Меркруйзер» вместе с колонкой исключительно компактна: габариты ее 1040X740X560 мм; вес 325 кг. Моторный отсек занимает около метра длины катера (не намного больше, чем требуется для ниши подвесного мотора).
Фирма выпускает и такой вариант «Донци-16», на котором можно установить подвесной мотор мощностью 90—140 л. с. Со 125-сильным «Эвинрудом», имея на борту двух человек, лодка развивает скорость 77,3 км/час. С полной нагрузкой в пять человек скорость падает незначительно — на 4—5 км/час. На испытаниях с гребным винтом, имеющим шаг 533 мм, двигатель «Эвинруда» развил 5300 об/мин, что соответствовало кажущемуся скольжению всего в 10%.
В обоих исполнениях «Донци-16» снабжаются аккумуляторной батареей, навигационными огнями и электрической осушительной помпой. Полная стоимость катера 6900 долларов при стоимости двигателя 2315 долл.