Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,17 |
Ширина, м | 1,55 |
Высота борта, м | 0,70 |
Вес лодки с оборудованием (без мотора), кг | 215 |
Пассажировместимость (включая водителя), чел | 4 |
Подвесной мотор, л. с. | 20—40 |
Скорость с мотором «Вихрь», км/час: | |
максимальная | 39 |
с полной нагрузкой | 28 |
А весной следующего года уже серийные «Ладоги», радующие глаз сочным цветом корпуса, появились на открытой площадке магазина № 1 Ленспортторга, расположенного в самом центре Ленинграда — на Невском. Здесь, на выставке товаров для летнего туризма покупатели могли детально осмотреть новую лодку, сравнить ее по уровню комфорта и отделки с алюминиевыми «Обью» и «Казанкой», деревянным «Зябликом».
Можно сказать, что ленинградцам «Ладога» понравилась: все 48 поступивших в магазин лодок этого типа, несмотря на сравнительно высокую цену (895 рублей), были проданы.
Что же отличает новую лодку от известных моделей?
При почти такой же длине корпуса, как у популярной «Казанки» или «Оби», объем ее LхBхH гораздо больше. А ведь это — важный показатель как мореходных качеств, так и комфорта, приспособленности судна для дальних путешествий. «Ладога» имеет высокий борт — 0,7 м на миделе и 0,82 м на форштевне, запалублена с носа и снабжена самоотливной подмоторной нишей в корме. Благодаря этому на ней можно без опаски выходить в большинство наших внутренних водохранилищ при волне высотой 0,5—0,7 м.
Обводы днища лодки — умеренно-килеватые, поэтому ход по волне на полном газу сопровождается несколько более жесткими ударами, чем, скажем, на других пластмассовых лодках типа «Нептун» или «Ка-фа-2500», имеющих большую килева-тость. Но с этим можно мириться, если учесть, что благодаря меньшей килеватости «Ладога» обладает хорошей приемистостью и легко выходит на глиссирование с одним 20-сильным мотором даже при полной нагрузке, когда водоизмещение достигает 600 кг.
«Ладога» отличается удобным просторным кокпитом. Его длина 2 м и ширина 1,2 м, так что в случае необходимости два-три человека могут с достаточным комфортом расположиться на ночлег прямо в лодке. Два передних мягких сиденья снабжены спинками; два других пассажирских места — на довольно удобной полужесткой кормовой банке. В передней панели кокпита, рядом со штурвалом имеется объемистая ниша для хранения фонаря, карты, сигарет, — всего, что должно быть у водителя под рукой. В ненастную погоду кокпит плотно закрывается тендом из плащ-палаточной ткани.
Уже получены отзывы первых владельцев мотолодки, которые высоко оценивают качества «Ладоги». Правда, те, кому уже довелось совершать на ней дальние походы, хотели бы иметь на лодке больше места, защищенного от влаги и приспособленного для хранения одежды м другого снаряжения. Есть предложения изменить конструкцию сидений так, чтобы можно было превращать их в спальные места. Некоторые из владельцев сетуют на чрезмерную высоту стекла, что, по их мнению, затрудняет обзор водителю и портит внешний вид лодки. Есть жалобы и на то, что материал тента быстро выцветает, сильно садится.
От себя добавим, что на «Ладоге» и расходный бак и дополнительные канистры приходится размещать внутри лодки, хотя сама подмотор-ная ниша довольно просторна. Стоит немного изменить форму ниши — и в ней свободно встанут два стандартных 20-литровых бачка. Достоинства такого варианта очевидны: место под палубой освобождается для сухого багажника; располагаясь в лодке на ночлег, баки не нужно будет выносить на берег. Хотелось бы также, чтобы при дальнейшей отработке конструкции был снижен вес мотолодки.
Осенью прошлого года в Ленинграде завершился 9800-километровый переход на пяти мотолодках «Ладога», организованный морским клубом ДОСААФ г. Тарту в честь 50-летия образования СССР. Маршрут проходил по городам-героям: молодые досаафовцы побывали в Бресте, Киеве, Одессе, Севастополе, Волгограде, Москве и Ленинграде. Лодки хорошо выдержали и полутораметровую черноморскую волну, и крутую зыбь Рыбинского водохранилища, прошли в общей сложности 61 шлюз. На встрече с работниками завода участники похода благодарили их за хорошее качество лодок и сообщили свои пожелания по улучшению конструкции.
Мы тоже имели возможность побывать на участке изготовления мотолодок «Ладога». Пока что производство налажено в небольшом объеме — в прошлом году было выпущено всего 200 лодок. Это вызвано тем, что предполагается сначала модернизировать «Ладогу» по результатам эксплуатации первой партии лодок (нельзя забывать, что первоначальный проект был разработан ЦКБ «Нептун» еще в 1968 г.).
Для формования корпуса применяются высококачественные материалы — сатиновая стеклоткань АСТТ и смола НПС-609-21м. Днище толщиной 4 мм подкреплено четырьмя фанерными флорами. Прочный транец рассчитан на установку двух моторов по 20 л. с. Для окраски «Ладоги» (красящий пигмент вводится в наружный слой смолы) используются наиболее стойкие пигменты белого, зеленого, красного и желтого цветов. Секции палубы и основного корпуса склеиваются при сборке; соединение снаружи защищено лакированным дубовым буртиком. В дальнейшем предполагается это соединение выполнять на специальном профиле из пластика. Блоки пенопласта, обеспечивающие непотопляемость лодки, приклеиваются под палубой и на днище.
В планах конструкторов и технологов дальнейшее улучшение товарного вида лодки и отделки дельных вещей, улучшение ее потребительских качеств за счет оборудования сухого багажника, ящичков по бортам, приспособления кокпита для ночлега, изменения размеров и формы стекла, замены материала тента, Главное же направление проводимой на заводе работы — снижение трудоемкости изготовления «Ладоги» и, следовательно, ее стоимости.
Мы не сомневаемся, что эти задачи будут успешно решены. Ведь занимаются «Ладогой» люди, которым не чужды водный туризм и спорт. В водно-моторной секции заводского споргколлекгива «Яхта» занимается 50 человек; среди них начальник технологического бюро Г. А. Сущевский, руководитель конструкторской группы В. С. Осадчий, работники других служб, непосредственно связанных с производством мотолодок. И' не случайно на прошлогодних соревнованиях на приз «Катеров и яхт» команда завода смогла занять второе призовое место, а мотолодка «Ладога» с двумя «Вихрями» под управлением В. С. Осадчего и Г. И. Григорова финишировала в 140-километровой маршрутной гонке по Неве второй, показав среднюю скорость 42 км/час.