Примененные обводы корпуса с изогнуто-килеватыми днищевыми шпангоутами при незначительном угле килеватости в корме обеспечивают получение высокого гидродинамического качества, что позволяет при установке конвертированных автомобильных двигателей мощностью 62—77 л. с. развивать достаточно высокие скорости с полной нагрузкой. Расчетная скорость 45—48 км/час.
Основные данные катера
Длина габаритная, м | 6,2 |
Ширина габаритная, м | 2,2 |
Высота борта на мнделе, м | 0,86 |
Водоизмещение полное, т | 1,6 |
Мощность двигателя, л. с. | 195 |
Скорость, км/час: | |
максимальная | 68 |
с полной нагрузкой | 65 |
На головном катере был установлен двигатель значительно большей мощности (195 л. с. при 4400 об/мин) специально с целью проверки возможности использования судна для буксировки воднолыжников. Построенный катер эксплуатируется в Ленинградском яхт-клубе N2 55 и получил положительную оценку спортсменов. Скорость с лыжником составляет 62—63 км/час.
Применение стеклопластика позволило обеспечить непотопляемость катера. Двумя поперечными переборками (таранной и моторного отсека) корпус разделен на отсеки; вдоль бортов выгорожены герметичные воздушные ящики. Если кокпит полностью зальет водой или в корпусе будет пробоина (в любом из отсеков, кроме моторного), катер сможет продолжать движение.
Однослойная обшивка подкреплена продольным и поперечным набором. Толщина днища и бортов 5—7 мм, палубы — 3—5 мм. Кормовой моторный отсек с бензобаком отделен от кокпита огнезащитной асбо-стеклопластиковой переборкой. Для водонепроницаемости в местах прохода тяг управления двигателем и рулевого устройства на переборку поставлены сальники.
Окраска корпуса производилась введением в декоративный слой красного пигмента при формовании днища и палубы и белого — при формовании бортов.
Силовая установка головного катера состоит из конвертированного бензинового двигателя «ГАЗ-13» (от автомобиля «Чайка») с обслуживающими системами и углового реверс-редуктора от 72-сильного двигателя «М652-У». К фундаменту двигатель закреплен на четырех амортизированных опорах. Соединение двигателя с реверс-редуктором выполнено через промежуточный вал с двумя эластичными полумуфтами. Усилие упора гребного винта воспринимается подшипником реверс-редуктора. Опасения, что увеличение нагрузки на шестерни и подшипники редуктора при повышенной почти в 2,5 раза против расчетной мощности приведет к поломкам, не оправдались.
Управление двигателем состоит из педали дроссельной заслонки, расположенной под панелью приборов, и рычага переключения реверс-редуктора. Запуск осуществляется электростартером. Рулевое колесо и баллер руля связаны при помощи валиков.
Катер оборудован двухпроводной системой постоянного тока напряжением 12 в. Источниками электроэнергии являются генератор и две аккумуляторные батареи типа З-СТ-70 емкостью 70 ампер-часов.
Установлена система дистанционного пожаротушения в моторном отделении; кроме того в комплект снабжения входит огнетушитель типа ОУ-2, находящийся в кокпите.
При установке двигателя «ГАЗ-13» используется трехлопастной гребной винт с диаметром 382 мм и шагом 690 мм, имеющий суперкавитирующий профиль поперечного сечения лопасти (с тупой выходящей кромкой).
В настоящее время предприятие, освоившее выпуск катера, может изготовлять его серийно и в варианте буксировщика, но при условии поставки заказчиком двигателя необходимой мощности, реверс-редуктора и холодильников (радиаторов) системы охлаждения. При эксплуатации катера в пресной воде допустимо применение упрощенной системы охлаждения двигателя без замкнутого контура.